Причины аварии на Новокуйбышевском НПЗ.

29 января 2006 г. произошла авария с групповым несчастным случаем на установке первичной переработки нефти (АВТ-11) ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», г. Новокуйбышевск, Самарская область. Эта установка предназначенна для подготовки сырой нефти к переработке и дальнейшему ее разделению на фракции: жирный газ, рефлюкс, бензиновые фракции, дизельные фракции, масляные погоны и гудрон.
Установка состояла из:
- блока обессоливания и обезвоживания сырья (ЭЛОУ);
- блока подогрева сырья;
- колонны;
- насосных (холодной № 1, 2 и горячей) на 1-м этаже и аппаратов воздушного охлаждения на 2-м этаже;
- вакуумного блока с вакуумной насосной;
- печей и котлов-утилизаторов;
- водяной насосной со встроенной подстанцией;
- здания операторной со встроенной подстанцией.
До аварии установка АВТ-11 работала в нормальном технологическом режиме, рабочие параметры соответствовали нормам технологического регламента, производственный персонал выполнял свои должностные обязанности по ведению процесса. По технологической схеме нестабильный бензин поступает в колонну К-8, где отделяются легкие углеводородные фракции, охлаждаемые в холодильниках. Конденсат из холодильников поступает в рефлюксную емкость Е-2 для отделения углеводородного газа, а затем с помощью насосов Н-17/1,2,3 его выводят с установки, частично направляя к верху колонны Е-8.
В 3:37 работники, находившиеся на аппаратном дворе и в здании операторной, услышали громкий шум и увидели облако газовоздушной смеси, которое, увеличиваясь, двигалось от холодной насосной № 1 в сторону блока печей с захватом ближайшего к насосной входа в операторную. Срочно были потушены горелки печей и открыта паровая завеса.
В 3:41 произошел взрыв газовоздушной смеси в помещении операторной, и начался пожар в зданиях насосных (горячей и холодной), а также на отметке 6,3 м, где расположены аппараты воздушного охлаждения. При этом семь человек, находившихся в момент аварии в операторной, получили термические ожоги. В результате аварии разрушены операторная, технологическое оборудование и трубопроводы.
До аварии конденсат из емкости Е-2 перекачивали насосами Н-17/1 и 2, а насос Н-17/3 находился в резерве более года, с января 2005 г. Насосы с обвязочными трубопроводами были смонтированы в ходе реконструкции установки в 1990 г. по проекту проектно-конструкторского отдела (ПКО) предприятия. Ревизию трубопровода проводили в 2004 г. В технологическом регламенте и эксплуатационных инструкциях установки АВТ-11 не определены порядок контроля состояния резервного оборудования и периодичность его пуска в кратковременную эксплуатацию, отсутствовал график периодических осмотров и опробований электродвигателей и механизмов, длительно находящихся в резерве.
Комиссия по расследованию определила технические и организационные причины аварии.


Технические причины:
- разрушение участка трубопровода резервной подачи углеводородного конденсата под действием внутреннего избыточного давления при замерзании воды, накопившейся в полости трубопровода в период остановки насоса с января 2005 г. до даты происшествия;
- врезка приемного трубопровода к резервному насосу с нарушением проекта ПКО предприятия: вопреки проекту монтаж трубопровода произведен не в верхнюю часть трубы, а в нижнюю, что способствовало накоплению воды в ее вертикальном участке;
- попадание газов через воздухозаборную трубу приточной вентиляционной системы, установленной на крыше операторной, в помещение пульта управления, что привело к созданию там взрывоопасной газовоздушной смеси и взрыву;
- несоответствие конструкции здания операторной требованиям п. 10.4 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 5 мая 2003 г. № 29, в части неустойчивости к воздействию ударной волны и необеспечения безопасности находящегося в нем персонала.

Место аварии и группового несчастного случая в ОАО «Новокуйбышевский НПЗ: а – холодная насосная № 1 и постамент аппаратов воздушного охлаждения установки АВТ-11; б – линия конденсата из Е-2 к Н-17/3.


Организационные причины:
- в технологическом регламенте установки АВТ-11 и эксплуатационных инструкциях не определены порядок контроля состояния резервного оборудования и периодичность его пуска в кратковременную эксплуатацию;
- начальником и технологическим персоналом установки АВТ-11 не выполнено требование инструкции по обеспечению техники безопасности - при работе на установке в зимних условиях выявлять и обеспечивать постоянный контроль за наиболее опасными местами установки в условиях отрицательных температур;
- не разработан график периодического осмотра и опробования электродвигателей и механизмов установки, длительно находящихся в резерве;
- недостаточная эффективность производственного контроля работы оборудования в зимних условиях.

http://www.safeprom.ru

По материалам «Информационного бюллетеня Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» №6, 2006 г.
(Управление по технологическому и экологическому надзору по Самарской области).