ПРОБЛЕМА КОНТАФАКТА НА РЫНКЕ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ |
Контрафактные теплоизоляционные материалы присутствуют во всех городах и регионах России. Однако наибольшее распространение эта проблема получила в Сибири и на Дальнем Востоке. |
Доля контрафакта на рынке достигает там 30%. Основной материал - это минеральная вата преимущественно из стекловолокна, произведенная в Китае. О фактах ввоза аналогичной продукции из других стран пока неизвестно. Как показали результаты тестов, проведенных совместно с независимой лабораторией «Теплопроект», утеплители не соответствуют заявленным характеристикам. Диаметр волокна достаточно большой. Оно хрупкое, легко ломается. Кроме того, вата поставляется в сжатом состоянии и при распаковке не восстанавливается до заявленной толщины. При номинальной толщине в 50 мм материал восстанавливается на 20 мм. Таким образом, покупатель приобретает в два раза меньше теплоизоляции, а значит, и термическое сопротивление конструкции получается в два раза меньше расчетной. В итоге - плохо утепленное здание. Еще одна проблема связана с тем, что материал сыплется. Таким образом, увеличиваются расходы на обогрев. К примеру, если взять двухэтажный загородный дом площадью 200–250 кв.м и утеплить его «худой» изоляцией, то расходы на отопление возрастут в два раза. Собственник будет тратить дополнительно 140 тысяч кВт в год, что составляет в денежном выражении 119 тысяч рублей. Согласитесь, сумма впечатляет! Однако помимо теплоизоляции с характеристиками, ниже заявленных, на рынке присутствуют и продукты-имитаторы. Зачастую копируются упаковки: используются похожие шрифты, цвета, значки, меняются одна или две буквы в названиях. Проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения опрос показал, что 88% потребителей вводятся в заблуждение тем, что могут спутать упаковки или решить, что этот продукт того же производителя. Так, например, есть вероятность по ошибке купить вместо теплоизоляции Rockwool продукт «Роклайт». В мае этого года Федеральная антимонопольная служба РФ предписала одной из компаний прекратить выпуск продукта в такой упаковке и приостановить недобросовестную конкуренцию. Это первый случай в отрасли, когда было принято такое жесткое решение, и конкретный производитель добился результата в борьбе с копированием. Компании-члены «Росизол» будут и далее бороться с имитациями на рынке. При покупке ваты из стекловолокна стоит обратить внимание на внешний вид и запах изделия. Продукция с характеристиками, не соответствующими заявленным, имеет резкий запах, «ядовитый» желтый цвет, зачастую на этикетках встречаются странные надписи, отсутствуют ссылки на ТУ, по которым произведен продукт или другие документы, регламентирующие характеристики материала и качество производства. По словам Максима Тарасова, директора по продажам и маркетингу компании Rockwool, помимо стекловаты производители некачественной изоляции удачно копируют и каменную вату. На многих таможенных постах уже есть изъятая продукция, она называется «Роквул». И то, что там внутри, вообще никаким стандартам не соответствует. «Если говорить о проблеме имитаторов, мы призываем потребителей внимательно читать надписи на упаковках и этикетках. Мы просим покупателей быть разборчивее при выборе продукции, наших коллег по рынку — действовать более добросовестно, государственные органы — ужесточить контроль над выдачей сертификатов и качеством продукции на рынке», — обращается Антон Точин, исполнительный директор «Росизол». Пока единственный обязательный сертификат для такой продукции — гигиенический. И, к сожалению, некачественная теплоизоляция им обладает. В этом смысле «Росизол» разрабатывает стандарты и внедряет их. Первый пакет стандартов уже внедрен. Частью из них уже пользуются. Впрочем, что касается региональных организаций, такого опыта пока еще нет. На этот счет в странах Западной Европы достаточно жесткие нормы. Например, стандарты 13162, обеспечивающие качество производства и применения ваты. Эти стандарты «Росизол» адаптирует для российской действительности и постепенно внедряет. Что касается стоимости, то здесь можно говорить только о разнице в цене от заявленных характеристик изоляции. Соответственно, стоимость на некачественный продукт будет меньше приблизительно на 20%. Если же начать пересчитывать цену в термическое сопротивление, то можно с удивлением обнаружить, что некачественная изоляция достается потребителю гораздо дороже. И в том числе там содержатся скрытые расходы на строительные работы, транспорт. В итоге потребитель платит больше. По оценкам специалистов в год такую изоляцию покупает около 10% частных потребителей. Если брать в расчет еще и прорабов, то доля обманутых достигает 45%. К тому же здесь не учитываются прорабы, строительные бригады, мастера и пр. Если говорить о корпоративных покупателях, то здесь работает другой механизм закупки — по спецификациям. В этом случае приобретается конкретный материал, который специфицировал архитектор. Конечно, это происходит через снабжающие организации, дистрибьюторов, так называемых комплектовщиков. Как пресечь? Может, ввести добровольную сертификацию всей продукции, реализуемой на территории России и взять «Росизолу» на себя ответственность за качество продукции, обладающей данным сертификатом? На этот вопрос эксперты не дают категоричных ответов. В России пока не до конца понятно, что такое СРО, так как закона и четкой базы, как это делать, нет. Безусловно, объясняет Антон Точин, «Росизол» — хорошая база для этого, особенно с учетом работы над стандартами, которая проводится компанией. С другой стороны, дело это очень непростое, а потому пообещать, что «Росизол» будет контролирующей организацией, она не может. Однако сотрудничество в этом направлении было бы на пользу. Нужно еще учитывать и тот факт, что в России есть органы, которые выдают сертификаты (тот же Федеральный центр сертификации Росстроя), которые занимаются данной деятельностью. В этом плане «Росизол» может начать конкурировать с ними, чего бы ему не хотелось. Александр Фадеев, генеральный секретарь «Росизол»: «Мы рассматриваем создание специальной программы для информирования потребителей. Организации-участники «Росизол» досрочно взяли на себя обязательства использовать внедренные стандарты, хотя номинально они вступят в силу с 1 января 2009 года. Те 12 стандартов, разработанных «Росизол», уже утверждены государством как национальные стандарты. Их наличие будет гарантировать тот факт, что продукция, произведенная участниками «Росизол», — качественная. Я говорю о стандартах, которые относятся к производству и оценке соответствия продукции, а не о стандартах, регламентирующих использование изоляции. Если говорить о последних, то в рамках разработки технических регламентов, сводов правил происходит взаимодействие с государственными органами в том числе». Антон Точин: «В принципе, мы должны разделять вопрос по соответствию стандартам продукции и энергосберегающим нормам. «Росизол» занимается стандартами. На сегодняшний день нормы по энергосбережению в России, к сожалению, носят добровольный характер. По идее, собственник здания и организация, которая принимает объект, ждут, что оно будет соответствовать СНиПам 2003 года. Но это не всегда так. Закон об энергетической эффективности и энергосбережении на данном этапе рамочный. Там нет, к примеру, таких вещей, как энергетический паспорт здания в Германии, где без соответствия определенным стандартам нельзя продать дом». Ассоциация «Росизол» основана в 2002 году. В настоящее время в ее состав входят пять компаний-производителей теплоизоляционных материалов: Isover, Knauf, Linerock, Rockwool, Ursa. Данная организация действует как EURIMA (Европейская ассоциация производителей минераловатной теплоизоляции) и занимается разработкой стандартов для данной отрасли, а также активно работает над вопросами энергосбережения. С анализом российского рынка теплоизоляции Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок теплоизоляционных материалов в России». |