Основой безопасности и противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов являются новые технологии и качественная подготовка руководителей и специалистов. Низкая или недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие практических навыков становятся потенциальными причинами чрезвычайных происшествий. Государство также солидарно с такой оценкой, и об этом свидетельствует Федеральный закон о промышленной безопасности, в котором зафиксированы повышенные требования к качеству подготовки руководителей и специалистов организаций, которые занимаются проектированием, строительством, эксплуатацией, монтажом и ремонтом опасных производственных объектов. Провозгласить требования и прописать их в законе - это одно, а организовать исполнение требований закона - это совсем другое. Всем хорошо известно, что в прошлом столетии в нашей стране преобладала технократическая традиция: инженеров советские вузы выпускали в три раза больше, чем в Америке, а экономистов - в три раза меньше. Но уже в конце прошлого века структура высшей профессиональной подготовки резко изменилась. Сегодня почти в четыре раза увеличилось число студентов специализирующихся в экономике, юриспруденции, психологии, социологии, журналистике. Надеяться на то, что государство в ближайшие годы сумеет коренным образом изменить ситуацию в высшем профессиональном образовании не следует. Более того, и с начальным профессиональным образованием дела обстоят не так уж и блестяще. Региональные власти в этом вопросе занимали и продолжают занимать позицию невмешательства и, думается, до сих пор не имеют четкого представления о том, какая образовательная подготовка нужна. Их пока что не очень заботит проблема конкурентоспособности начальной профессиональной подготовки, впрочем, как средней, так и высшей. Сложившийся разрыв между системой начальной профессиональной подготовки и рынком труда крупные предприятия в настоящее время «латают» с помощью собственных кадровых технологий и новых форм образовательных услуг. Такая система вряд ли по силам средним и малым предприятиям. Можно предположить, что и магнаты не захотят решать задачи по повышению квалификации для руководителей и специалистов своих предприятий так, как они решают их для рабочих. Тому подтверждение текущая напряженная работа, связанная с освобождением от непрофильных активов. Думается, что в этом случае всем (крупным, средним и малочисленным производственным коллективам) не обойтись без услуг независимых учебных центров, аккредитованных в уполномоченном органе Ростехнадзора. Рынок труда нуждается в «гибких» специалистах, которые умеют выполнять работы, относящиеся к разным отраслям знаний и требующие навыков приспособления к быстрой смене трудовых операций. Этому нельзя научиться в классной комнате. Следовательно, образовательная деятельность в настоящее время должна основное внимание сосредотачивать не на самом процессе обучения, а на конечном результате. Идея смещения акцента с организации процесса обучения на конечный результат обучения не является новой, но, к сожалению, ее реализации уделяется пока недостаточно внимания, как со стороны учебных центров, так и со стороны организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Самостоятельно учебные центры без тесного сотрудничества с предприятиями не смогут принципиально изменить образовательный процесс, поскольку обучение должно переместиться на производственные площадки и полигоны. Отработка практических действий, предусмотренных планами локализации и ликвидации аварийных ситуаций, или планами ликвидации разливов нефтепродуктов, или планами тушения пожаров, возможна только с помощью тренингов, проводимых на конкретных объектах. Тренинг - это не просто передача информации о тех или иных ситуациях на объекте, но и приобретение практических навыков поведения в этих ситуациях. Чтобы обучающиеся могли попасть на эти объекты, нужно состыковать учебные тематические планы с планами-графиками проведения практических учений на предприятиях. Для осуществления такой «стыковки», нужно проявление доброй воли (согласие на присутствие сторонних наблюдателей и экспертов). И, наконец, третье условие, которое также является очень важным, это координация действий всех участников образовательного процесса. Только при такой четко отлаженной совместной работе можно надеяться на положительный конечный результат предаттестационной подготовки специалистов и руководителей. Тут необходимо сразу обратить внимание на то, что мы нельзя радикально ломать существующую систему предаттестационной подготовки, а стоит создавать параллельно действующую систему профессиональной подготовки. Это позволит сохранить стабильность и преемственность в функционировании предаттестационной подготовки. Во-вторых, позволит плавно развивать повышение квалификации. Для этого необходимо выбрать, для каких специальностей нужно в первую очередь изменить технологию обучения, изменить методики подготовки и повышения квалификации. Полагаю, что эта процедура будет несколько проще при взаимодействии с предприятиями добывающих секторов экономики, а вот что касается других, то для них, вероятно, потребуются специальные исследования и прогнозирование. Применяемая ныне классно-урочная форма, базирующаяся на принципе «учить всех всему», уже не справляется с постоянно нарастающим потоком информации. К тому же такая передача знаний не позволяет подготовить специалистов к ситуации, которая не описана в учебнике, в нормативно-правовых и руководящих документах. Да и большинство из тех, кто передает эти знания, уже давно утратили связь с производством и вряд ли могут «ярко» рассказать, а тем более показать, как надо действовать при аварии. Таких ситуаций в производственной деятельности становится все больше и больше. И нужно отметить, что даже корифеи в науке и в производстве уже не в состоянии описать и предсказать все риски, которые несет нам эксплуатация зданий, сооружений, технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектный срок эксплуатации которых истек или уже на исходе. Поэтому сегодня речь идет об изменении пассивной передачи сведений и проверки памяти при аттестации, об обучении и отработке практических действий персонала предприятий, который задействован в реализации планов тушения пожаров на объектах и эвакуации. В силу этого нам надо подойти к преподаванию с позиций создания ситуаций опыта и стремиться к тому, чтобы процесс обучения был направлен не на запоминание пунктов инструкций и положений, а на размышление и поиск решений. Другими словами, необходимо чтобы в учебных программах все больше места отводилось деятельным способам обучения. В ближайшем будущем предстоит огромная работа с практической отработкой системы аккредитации новых учебных программ в органах Ростехнадзора, а также системы контроля качества образовательных услуг. Планируется часть обучающих программ перевести в электронную форму и открыть их для желающих пройти курс подготовки. Положительное решение обозначенных проблем возможно, если Заказчик и Исполнитель образовательных услуг сумеют найти взаимный интерес и будут стремиться к одной цели - от количественных показателей в профессиональной подготовке руководителей и специалистов перейти к качеству. А.И. Ларин Руководитель учебного центра ООО «НТЦ «Промбезопасность-Оренбург»
|