«ЗЕЛЕНЫЕ» ШИНЫ СИБУРА: о рынке и о планах


В конце июня 2009 года Совет Европы одобрим нормативный документ с мало¬понятным названием СОМ (2008)316, регламентирующий обязательные ха¬рактеристики автомобильных шин ЕС к 2012 году.

 


В нем также указано, что к 2016 году требования станут еще более жесткими. Требуемые значения параметров шин говорят о том, что скоро все покрышки, используемые европейскими автопроизводителями, станут «зелеными». Разумеется, речь идет не о цвете. Точнее - не только о нем.

О том, какие перспективы у «зеленых» шин в России, какие сложности возникают, в их производстве и что ждет шинную промышленность в будущем, рассказали ведущие специалисты нескольких подразделений СИБУРа, занимающихся разработкой этого экологичного направления.

«Зеленым» шинам - зеленый свет!

На Западе давно стало модно и почетно бороться за экологию, за сохранение ресурсов планеты и сокращение загрязнения окружающей среды - На этой волне еще в 1992 году производителями автомобилей в Европе была разработана концепция «зеленой» шины (GreenTire). Производство «зеленой» шины предусматривает улучшение экологических показателей производства и сокращение потерь энергии на качение при эксплуатации. Это, в свою очередь, уменьшает расход топлива и выброс выхлопных газов автомобилем.

Первая «зеленая» шина - под маркой Епergy Saver - была выпущена в продажу в 1992 году компанией Michelin. Сегодня  выпускаете я уже пятое поколение таких тин. «Данная шина обладала низким коэффициентом сопротивления качению, имела большую на 20-40% по сравнению с конкурентами долговечность, улучшенное сцепление с дорогой. С тех пор продукция данной фирмы является эталоном экологичных шин», - отмечает руководитель проекта «Зеленая шина» сибуровского научного центра «НИОСТ» Артур Рахматуллин. Кстати, подобные покрышки действительно могут иметь зеленый или другой цвет, так как для придания им цвета используется красящий пигмент. Ведь техуглерод («сажа»), придающий обычным покрышкам черный цвет, в «зеленых» шинах заменен на осажденный кремнеземный наполнитель (ОКН).

Компания «СИБУР-Русские шины» начала разрабатывать проект производства «зеленых» шин в 2001 году, а в 2004 году были произведены первые образцы продукции «За основу мы взяли первый патент Michelin. Затем дорабатывали технологию собственными силами, шли своим путем», - говорит Штефан Прекоп, заместитель генерального директора по технологиям и НИОКР «СИБУР - Русские шины».

Шины стоят свеч

«Зеленые» шины стоят, в среднем, на 5-10% дороже обычных аналогов. Но среди их важных преимуществ - экономия топлива и, соответственно, затрат потребителя. «За счет уменьшения сопротивления качению наши «зеленые» шины помогут сэкономить до 5% топлива по сравнению с использованием обычных шин. Использование таких шин уменьшает выбросы углекислого газа. Кроме того, у «зеленых» шин лучше сцепление с мокрой дорогой. Использование осажденных кремнеземных наполнителей позволяет производить более качественные зимние нешипованные покрышки», - рассказывает Штефан Прекоп.

«На Западе количество вредных выбросов в атмосферу строго регламентируется, как и показатель сопротивления, качению и количество потребляемого топлива на 100 километров пробега. Так, соглашением ЕС с автопроизводителями предусматривается в ближайшие годы уменьшение выбросов углекислого газа новых автомобилей с 186 г/км до 140 г/км. Данным требованиям удовлетворя¬ют только так называемые «зеленые» шины», - добавляет Артур Рахматуллин.

Упоминание о западных стандартах - неслучайно. Ведь в России топливный фактор, как и экологичность, может иметь косвенное значение, уточняет заместитель директора по развитию дирекции синтетических каучуков СИБУРа Михаил Гордин: «Фактически «зеленая» шина - высокоскоростная шина, основным преимуществом которой является все-таки экологичность. Топливная экономия, особенно для наших потребителей, скорее всего, не будет серьезным аргументом в выборе шин. В производстве каучуков для этих покрышек мы, в первую очередь, ориентируемся на западных производителей автомобилей и шин».

Тем не менее, за наших потребителей решение о постепенном переходе на «зеленые» шины уже приняли европейские автопроизводители. «Жесткие законодательные инициативы, принятые в Европе, обязывают нас быть готовыми к соблюдению самых последних стандартов шинного про¬изводства. Наши покрышки продаются не только в России, они продаются в Европе, США, других странах. У нас даже есть технология тропикализации покрышек - для экспортных партий в Бразилию, Турцию, Африку. Международные автопроизводители, в том числе имеющие производства в России, уже приобретают покрышки, которые соответствуют нормам Евросоюза, вступающим в действие в 2012 году», - говорит Штефан Прекоп.

Ноги для русского Бибендума

К сожалению, производственная база основных материалов для «зеленых шин – а, именно, каучуков с осажденным кремнеземным наполнителем - и России очень слабая. Многие компоненты для резиновых смесей закупаются за рубежом, а технологии резиносмешония устарели. Про существующие технологии приготовления резиновых смесей для «зеленых» шин рассказывает Михаил Гордин: «Одним из способов уменьшения сопротивления качению шин без потери в тормозном пути и износостойкости является использование кислотно-кремниевых наполнителей (ККН, или силики). Существует несколько способов равномерного смешивания каучука с кислотно-кремниевым наполнителем. Первым был изобретен способ улучшения смешивания жидкофазных с. добавлением связывающих агентств, например, (плана). Хотя и достаточно затратный, он используется в большинстве современных производств «зеленых шин».

Второй способ - модификация моле¬кул каучука за счет образования моле¬кулярных групп, связывающих с силикой. На базе Воронеже кого НТЦ мы со¬вершенствуем и сам каучук, и ищем способы для улучшения смешивания. Второй путь развивает также НИОСТ. Если у нас получится добиться успеха на  двух направлениях, мы сможем произ¬водить композитный каучук с силикон. Это будет достижение мирового уровня, так как такой технологии пока нет ни у кого». Проблемы подготовки качественной резиновой массы носят общий для российской шинной промышленности характер. «За последние 10 лет в шинной промышленности России появилось много технологий по сборке шин, вул-канизации резины, по подготовке полуфабрикатов- Тем не менее, важнейшие технологии, а именно - резиносмешение, полностью устарели. В связи с этим мы реализуем инвестиционный проект по оснащению нашего ярославского завода новыми резиносмесителями системы Intermix. Запуск нового цеха намечен на первую половину 2011 года», - говорит Штефан Прекоп

Производители сказали: надо! Шинники ответили: есть!

Несмотря на трудности с разработкой отечественного сырья для «зеленых» шин, их производство в СИБУРе уже начато и доведено до вполне конкурентоспособного уровня. На вопрос о текущей ситуации отвечает Штефан Прекоп: «На сегодняшний день мы производим качественные шины радиусом 13 и 14 дюймов для легковых автомобилей под маркой Соrdiant.

Соrdiant Standart мы поставляем на сборочный конвейер АвтоВАЗа. Кроме того, по этой технологии мы производим нешипованные зимние покрышки Соrdiant Polar SL европейского типа. Также в прошлом году мы запустили в производство линейку спортивных низкопрофильных шин Соrdiant Sport. Помимо кислотно-кремниевых наполнителей мы используем различные другие компоненты: присадки, масла, уменьшающие нагрузку на экологию». Поставки АвтоВАЗу - это хороший старт, но насколько заинтересованы в наших «зеленых» шинах зарубежные автопроизводители?

«Заинтересованы, и уже заключают контракты, - отвечает Штефан Прекоп. Недавно наши «зеленые» шины прошли тестирование на соответствие требованиям Volkswagen, мы заключили договор на поставку наших покрышек Согdiant Standart  для новых VW Polo в Калуге. Успешно закончилось тестирование, проведенное фирмой Renault., в настоящий момент идет тестирование фирмой Skoda в Чехии, ведутся переговоры о со¬трудничестве с Volvo».

Заманчивые перспективы

На фоне нынешних проблеме компо¬нентами и технологиями планы на дальнейшее развитие у производителей каучуков и «зеленых» шин в СИБУРе выглядят почти фантастикой. Очень глубоко и научно обоснованной. О планах работы над новыми технологиями рассказывает Михаил Гордин (ДСК): «Я полагаю, что за 5 лет мы точно должны ликвидировать наше отставание в свойствах продукции. Хотя наша цель - не гонка за лидерами, а разработка принципиально новых технологий. В частности, мы планируем развивать новое перспективное направление смешивания совместно с иностранными партнерами. Процесс производства каучука очень энергоемкий. Новый способ смешивания значительно снизит энергопотери этого производства. Сейчас мы ведем с нашими партнерами переговоры о выработке тестовой партии каучука».

О перспективах производства «зеленых» шин на СРШ рассказал Штефан Прекоп: «На сегодняшний день наши «зеленые» шины несколько уступают по своим физическим характеристикам шинам компании Michelin, являющейся лидером в их производстве. «Зеленые» шины Michelin пятого поколения позволяют сэкономить до 10% топлива, наши разработки - максимум 5-6%. Тем не менее, наши покрышки существенно дешевле, и у них очень привлекательное соотношение «цена-качество». В ближайшем будущем мы планируем получить «зеленые шины с экономией топлива уже 7-8 процентов».

Замена масла

Насколько реально найти альтернативу наполнителям с силикон и сделать «зе¬леные» шины еще более экологичными?

Отвечает Михаил Гордин: «Полагаю, вполне реально. Японцы, например, сделали шину целиком из природного материала - натурального каучука, с до¬бавкой апельсинового масла и исполь¬зованием древесного угля. На самом деле, мне кажется, эксплуатационные характеристики такой шины невысоки. То есть такие шины, возможно, и стоит использовать в больницах и тележках для гольфа, но для высоких скоростей они не годятся. Кроме того, даже такая шина не будет стопроцентно утилизиру¬ема, она никогда не превратится обратно в гевею».

Артур Рахматуллин настроен несколько более оптимистично: «Вопрос о применении природных материалов актуален, в первую очередь, на Западе. В России до окончания запасов нефти и газа, скорее всего, подобные материа¬лы производиться не будут, разве что за¬купаться за рубежом. В целом же я считаю это направление вполне перспективным, ведь даже та¬кие гиганты, как Goodyear, работают над получением резиновых смесей с крах¬малом. Использование же конкретных видов природных наполнителей в рези¬новых смесях требует отдельных иссле¬дований. Применение альтернативных экологичных наполнителей является, на мой взгляд, привлекательным при со¬здании материалов с улучшенными ха¬рактеристиками».

«Революция шинной индустрии не грозит, но эволюции не избежать...»

- считает Штефан Прекоп. Говоря об эволюционном развитии шинной индустрии на обозримую перспективу в 10-20 лет, он упоминает о «ее четырех потенциальных направлениях».

Первое - экологизация. В первую очередь, это означает переход к эколо¬гическим добавкам, например, замена части технического углерода на кукурузную, соевую пудру, развитие технологий с использованием рапсового и под¬солнечного масла. Кроме того, во всем мире идет тенденция к использованию автомобилей с гибридными двигателя¬ми. Для гибридных двигателей пред¬почтительны покрышки с более низким сопротивлением качению для экономии энергии электромотора.

Второе - это повышение безопас¬ности (активной и пассивной). Во всем мире есть четкая тенденций к сокра¬щению тормозного пути покрышек. Это в перспективе означает увеличение диаметра покрышек, будет развивать¬ся рынок низкопрофильных покры¬шек: 15-16-17-18-19-20 дюймов, так как больший диаметр покрышки означает большую площадь тормозного диска. Получат распространение «умные по¬крышки», которые смогут коммуницировать с бортовым компьютером в машине, регулировать давление в колесе, будут развиваться технологии для устранения аквапланирования.

Еще одно направление - специали¬зация покрышек. Универсальные всесезонные покрышки означают комп¬ромисс, поэтому будет идти развитие специализации зимних и летних покры¬шек. Постепенно будет сокращаться доля шипованных покрышек. Через 10-20 лет в России практически перестанут использовать шипованные покрышки. Шипы портят дорогу, повышают шумность покрышек и эффективны только при гололеде. Актуально также развитие вторичной переработки и утилизации покрышек. В России будут развиваться программы по переработке использованных шин. В Европе правила переработки шин уже определены на законодательном уровне. По поводу развития направления утилизации на СРШ Штефан все-таки уточнил: «У нас есть внутренняя программа по переработке технологических отходов, мы утилизируем отходы производства. Мы пробуем делать резиновую крошку, различные изделия. Но это направление не является нашим приоритетом. Мы считаем, что должны быть самостоятельные компании, специализирующиеся именно на переработке шин».

Похожих взглядов придерживается и Артур Рахматуллин: «Мы полагаем, что в будущем шина продолжит эволюционировать по трем основным путям; увеличение экологичности эксплуатации и производства, рост срока службы и улучшение характеристик, а также совершенствование безопасности.

Уже сегодня имеются технологии, ко¬торые позволят увеличить пробег шины до миллиона километров посредством замены изношенной поверхности про¬тектора на новую без замены всей шины в целом. Будет увеличиваться износо¬стойкость шин, их топливоэкономичность, чему будет способствовать при¬менение новых каучуков, наполнителей или модификации уже применяемых.

Безопасность будет увеличиваться за счет изменения конструктивных особенностей (рисунок протектора, отношение высоты профиля к диаметру и др.). Возможно, изменится сам подход к созданию шин. Ведь уже сейчас проводятся презентации шин, выполненных как цельная конструкция, с более жесткой центральной мастью и гибкой периферийной».

Михаил Гордин видит перспективы в необходимости расширения сфер использования синтетического каучука: «Возможно, в будущем появятся цветные шины, которые можно будет подобрать под цвет автомобиля. Недавно сообщали о появлении «самозатягивающихся» шин (эволюция технологии run-flat tyre). Возможна дальнейшая эволюции по пути улучшения сцепления, спортивности шин. К слову, в «Формуле-1» уже достигли высочайших параметров сцепления, хотя такие покрышки быстрее изнашиваются. Можно попытаться уменьшить их износ. Другой вопрос, кем будут востребованы подобные шины? Сомнительно, что в обозримом будущем кто-то будет ездить по дорогам со скоростью 300 км/ч. Сегодня шина уже перестала ограничивать скорость автомобиля. Можно сократить тормозной путь еще на метр, но маловероятно, что это сыграет серьезную роль в снижении числа аварии. Достаточно сложно предсказать дальнейшую эволюцию, так как шинная промышленность уже вышла на уровень зрелости. Сегодня конкуренция на рынке, скорее, маркетинговая. Можно придумать полностью биоразлагаемые шины. Но тут возникает проблема девулканизации каучука - этот процесс очень дорогой. Все эго приводит нас, скорее, к вопросу об альтернативных применениях каучука и необходимости их поиска. Сегодня 70% каучука потребляет шинная промышленность.

Мы не видим большой перспективы развития свойств каучуков для этой сферы, как и дальнейшей перспективы роста самого шинного рынка. В эксплуатационных свойствах шины и в ее дешевизне есть свои естественные ограничения. Недавно мы объявили конкурс среди научных учреждений на лучший способ альтернативного использования каучука. Мы готовы разрабатывать новые свойства каучуков, но нужны идеи, которым эти свойства будут служить».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России».

Евгений Васильев
Сибур Сегодня