ЕВРО-3 НЕ БУДЕТ ИСКЛЮЧАТЬ АИ-92


В техрегламенте «О требованиях к бензинам» содержится приложение, привязывающее экологический класс топлива к октановому числу. Согласно регламенту, с введением с 2011-го года стандарта ЕВРО-3, бензин с октановым числом ниже АИ-95 должен был запрещен к использованию.


В тоже время, все понимали, что ни потребители, ни производители не готовы к подобному развитию событий. Все ждали, что в техрегламент будут внесены очередные поправки. И вот Минэнерго заявило, что готово рассмотреть вопрос об отмене запрета на производство бензина Аи-92 с 2011 года. Соответствующее требование содержится в техрегламенте "О требованиях к бензинам и дизтопливу".

"Мы готовы рассмотреть вопрос об исключении из техрегламента требований по октановому числу. Это не потребует больших изменений, думаю, в мае мы сможем это подготовить",— заявил вчера заместитель главы департамента по переработке нефти Минэнерго Павел Карчевский. Для представителей отрасли его заявление стало большой неожиданностью: месяц назад заместитель главы Минэнерго Сергей Кудряшов заявил, что министерство не намерено вносить поправки в техрегламент и переносить сроки перехода на "Евро-3". В самом Минэнерго заявление господина Карчевского вчера вызвало замешательство, однако из разъяснений господина Кудряшова следует, что ситуация изменилась: вопрос о продолжении производства бензина Аи-92 будет решен к июню. Переносить переход на "Евро-3" при этом министерство не предлагает.

Напомним, что техрегламент "О требованиях к бензинам" был утвержден правительством в феврале 2008 года. Ряд поправок, вошедших в окончательную версию документа, не был обсужден с экспертным сообществом. В результате в техрегламент вошла норма, привязывающая экологический класс топлива (аналог европейской классификации "Евро") к октановому числу. Согласно приложению к документу, октановое число бензина класса 3 ("Евро-3") не может быть ниже 95 единиц (Аи-95). При этом техрегламент разрешал производить топливо стандарта "Евро-2" лишь до 31 декабря 2008 года, стандарта "Евро-3" — до 31 декабря 2009 года, а "Евро-4" — до 31 декабря 2012 года. Для "Евро-5" ограничений по срокам производства не предусматривалось.

Требования техрегламента стали неожиданностью и для нефтяников, и для автомобилистов. Нефтяные компании тогда заявили, что 75% выпускаемого в стране бензина по содержанию серы соответствует стандарту "Евро-1". Провести модернизацию всей нефтяной отрасли и обеспечить переход на "Евро-3" до запрета "Евро-2" в конце 2008 года технически невозможно. Профильные институты, в частности Институт нефтепереработки ВНИИНП, отметили, что 91,5% российского автопарка ездит на бензине с октановым числом 92 и ниже, а использование высокооктанового бензина в неприспособленных для него двигателях приводит к выходу их из строя. По оценкам института, переход на "Евро-3" разумен не ранее 2015 года, когда доля автомобилей, потребляющих высокооктановые "Евро-3" и выше, составит более 90%.

Аргументы нефтяников были услышаны. Накануне запрета 92-го бензина постановлением от 30 декабря 2008 года N 1076 правительство на два года перенесло сроки перехода на "Евро-3" и запрета Аи-92. Согласно документу, выпуск бензина "Евро-2" (Аи-92) допускался до конца 2010 года, "Евро-3" — до конца 2011 года, "Евро-4" — до конца 2014 года. Но в 2010 году проблема перехода на "Евро-3" снова встала во весь рост. Ситуация с автопарком при этом в лучшую сторону не изменилась. Как пояснил "Ъ" главный технолог ВНИИНП Владимир Булатников, из 38 млн машин, зарегистрированных в РФ на декабрь 2009 года, почти половина (48%) — старше десяти лет, имеет экологический класс "Евро-0" и не приспособлена для применения высокооктанового бензина. Он также отметил, что, по данным МВД, доля иномарок на российских дорогах даже сократилась с 75,3% в 2008 году до 72,5% в 2009 году. Директор по стратегическому развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков полагает, что из-за кризиса прогноз обновления автопарка РФ должен стать более консервативным: не исключено, что значительная часть автомобилей будет потреблять 92-й бензин и после 2015 года.

В нефтяной отрасли ситуация лучше: по крайней мере крупные компании успели провести модернизацию и способны уложиться в отведенные техрегламентом сроки перехода на "Евро-3". При этом, по оценке ВНИИНП, в модернизацию российской нефтепереработки до 2014 года необходимо вложить еще 1,4 трлн руб. ($46 млрд). "Еще на стадии обсуждения техрегламента мы отмечали, что привязывание октанового числа к экологическому классу топлива является ошибкой. Запрет на производство 92-го бензина обернется убытками для нефтяных компаний и приведет к появлению на рынке большого количества контрафакта, произведенного полукустарным способом на незарегистрированных мини-НПЗ",— заявили "Ъ" в ЛУКОЙЛе, пояснив, что низкооктановый бензин может отвечать самым высоким экологическим стандартам.

Отвязать октановое число от экологического класса топлива и предлагает Минэнерго. Это позволит решить многие проблемы отрасли, не подвергая сомнению политическое решение премьера по переходу с будущего года на "Евро-3".

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».

Александр Гудков
Коммерсантъ