ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА СТЕКЛОМАГНИЕВЫХ ЛИСТОВ |
Стекломагниевый лист – сравнительно новая для России продукция. Его считают «прорывным» направлением в отделочных технологиях строительства. СМЛ представляют собой плиту, выполненную на основе магнезитного связующего с добавлением стекловолокна. |
Стекломагниевый лист (СМЛ, стекломагнезитовый лист, glass magnesium board, доломито-волокнистый лист, ДВЛ, ксилолито-волокнистый лист, КВЛ) - это листовой отделочный материал, который позиционируется как товар-заменитель гипсокартона. Основными составляющими данного материала являются: оксид магния (MgO), хлорид магния (MgCl2, входит в состав бишофита), перлит (SiO2, вулканическое стекло, в данном материале применяется как звукоизоляционный материал), стружки (опилки), вода, стекловолокно, полипропиленовая ткань. Среди основных свойств СМЛ отмечаются гибкость, прочность, огнеупорность и влагостойкость. Кроме того, он является экологически чистым, так как не содержит вредных веществ и асбеста, не выделят токсических веществ даже при нагревании. По оценкам экспертов, материал действительно обладает всеми характеристиками, заявляемыми в рекламных статьях, однако имеет ряд недостатков. Во-первых, он более хрупкий, чем ГВЛ (гипсоволокнистый лист). Кроме того, китайцы производят листы разного качества. Основной характеристикой при этом является плотность листа, или содержание магнезита (плотность легко вычислить, разделив массу стекло-магнезитного листа на его объем). В настоящее время на рынке различают два вида стекло-магнезиальных листов: Чем ниже плотность материала, тем он более рыхлый, больше впитывает в себя влаги, легко ломается как при перевозке в паллетах, так и при переноске вручную. Его сложно монтировать. Более того, известны случаи, когда листы под собственным весом продавливались через головки саморезов и падали с потолка. Такой материал обладает очень сильной адгезией, но впитывает много шпатлевки (обычно его необходимо шпатлевать в 3-4 слоя). При этом, несмотря на низкую цену СМЛ, увеличиваются затраты на сопутствующие материалы, плюс получается много боя самого листа. При очень высокой плотности (так называемый класс "Премиум") материал теряет адгезию, хуже гнется, на него не клеятся отделочные материалы. Кроме того, он довольно капризен при монтаже: для крепления на саморезы требуется предварительная зенковка отверстий, иначе материал начинает крошиться. Стекломагниевый лист имеет много сфер применения как во внутренней, так и во внешней отделке. При этом специалисты говорят о том, что для фасадов лучше использовать СМЛ сорта "Премиум". Для внутренних работ оптимальным вариантом являются листы с плотностью 0.75-0.85 г/см3. Они обладают хорошей адгезией и плотностью, достаточной для нормального монтажа и транспортировки. Кроме того, такие листы имеют более ровную поверхность и товарный вид, достаточно гибкие (для облицовки криволинейных конструкций). Для увеличения прочности (например, для пола) листы кладут в два слоя перпендикулярно друг другу. С таким материалом удобно работать, он легко режется простым перочинным ножом. В настоящее время стекло-магнезитовый лист производится только на 25-30 фабриках в Китае (по некоторым данным, также в Корее) и широко используется внутри страны. Мирового рыка данного материала практически не существует: кроме России, китайцы экспортируют СМЛ в Корею и некоторые другие азиатские страны. Однако интерес к материалу в мире все же есть (например, одна российская компания поставляла материал в Киргизию и вела переговоры о поставке с Израилем, Египтом, ОАЭ и Катаром). В России СМЛ появился несколько лет назад. В настоящее время российский рынок полностью обеспечивается поставками из Китая и Кореи. По оценкам экспертов, материал имеет большие перспективы в России, однако существует также ряд препятствий для его широкого распространения. В первую очередь, это связано с качеством продукции. Вследствие того, что в последнее время интерес к СМЛ резко увеличился, многие компании, работающие на рынке, начали завозить в Россию продукцию очень плохого качества. В результате, репутация материала была подорвана. Сейчас многие отказываются с ним работать, думая, что весь СМЛ такой же плохой, как тот, который они купили по дешевке. В общем случае, производство СМЛ не требует больших инвестиций и имеет относительно несложную технологию (схожую с производством гипсокартона). Ориентировочные вложения составят около 2-3 млн. руб., окупаемость проекта - 1-2 года. В России фактически имеется только одно собственное производство – компании «Волжские промышленные технологии» (г. Тольятти). По словам игроков, «СМЛ пытались делать многие, но не у всех получается». Сегодня на рынок поступает большой объем продукции из Китая. Развитие данного рынка связано с конкуренцией со стороны гипсокартона (компании Knauf). По разным оценкам, СМЛ способен заместить существенные объемы гипсокартона в отделочных работах (благодаря своим преимуществам – более низкий класс горючести, низкая цена, прочность и др.). Развитие производства СМЛ в России – это вопрос времени. По данным предварительного анализа, в нашей стране есть все условия для этого, а именно возможность работать на местном сырье. При этом стоит отметить, что на данный момент существует и ряд проблем, связанных с открытием производства СМЛ в России: прежде всего, это стоимость отечественного сырья и особенности технологии… Примерно такая же ситуация в других сегментах использования магнезиальных вяжущих, в частности, магнезиальных промышленных полов – продукции на основе магнезиальных цементов и бетонов. На данном рынке крупнейшим игроком является компания «Альфапол» (Санкт-Петербург). В перспективе действующие производители оксида магния могли бы обеспечить растущие потребности рынка в магнезиальных вяжущих. Подобные планы существуют сегодня у большинства производителей. В частности, на данный рынок стремится и «Магнезит», летом 2009 открывший производство магнезиальных вяжущих для ССС заявленной производительностью 2000 т/год. Выпуск аналогичной продукции наладила компания «Сибирские порошки», работающая с «Альфаполом». В качестве сырья дл производства цементов Сореля представляет свою продукцию «Русское горнохимическое общество» - обожженный брусит БМО-3… Стремятся все, но здесь, тем не менее, есть свои сложности, связанные с приемлемостью использования данной продукции – проще говоря, она не всегда подходит потребителю в поставляемом виде. Остановимся на этом подробнее. О ситуации на российском рынке оксида магния читайте в исследовании «Рынок оксида магния в России». Автор: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования |