УКРАИНСКИЙ РЫНОК СЖИЖЕННОГО ГАЗА |
В 2010 году украинский рынок газомоторного топлива растет, как на дрожжах, – на зависть традиционным бензинам. |
Объемы реализации последних из месяца в месяц падают, тогда как спрос на сжиженный газ (он же пропан-бутан, он же LPG) бьет рекорды. Если во втором полугодии не произойдет обвала, нынешний год окажется самым прибыльным по продажам автогазового топлива за всю историю независимой Украины. Отечественный топливный рынок уже выработал свой свод неписанных правил и аксиом. Одна из них гласит: если сжиженный газ на заправках стоит в 2 раза дешевле бензина А-95, то потребитель выберет газ. Такой 100% ценовой разрыв между пропан-бутаном и высокооктаном наблюдался в течение всего 2009 года, но весной 2010 он перешагнул и этот рубеж. Стоимость литра газового топлива на заправках уверенно держалась ниже отметки в 4 грн./л, а вот бензины сначала подорожали до 8,20-8,30 грн./л, а потом еще на 20-30 коп. Такие скачки добавили работы фирмам, устанавливающим газобалонное оборудование на автомобили, и подарили изрядный заряд оптимизма торговцам газомоторным топливом. Несмотря даже на то что после майского пика цены на бензин начали снижаться. По прогнозам членов Украинской ассоциации сжиженного газа, потребление автогаза в стране может возрасти в нынешнем году более чем на 10% и даже преодолеть рубеж в 800 тыс. тонн. На это указывают и нынешняя динамика продаж, планы и власти, и игроков рынка. Так, в марте месячный объем продаж LPG в Украине достиг 85 тыс. тонн. Так высоко он никогда раньше не поднимался, причем и в апреле, и в мае торговцы эту высоту удерживали. В итоге сейчас спрос на автогаз примерно в полтора раза выше, чем в первые месяцы 2009. Для сравнения: потребление бензинов в I квартале текущего года сократилось относительно показателей прошлогоднего периода примерно на 15%, в апреле упало еще на 4% – вопреки всем предыдущим сезонным тенденциям. Конечно, говорить о том, что газ тотально вытесняет с заправок бензины, еще рано, однако нишу свою он расширил основательно. Ведь сегодня на каждые три литра бензина, заливаемого в бак украинскими водителями, приходится литр газового топлива. О том, что операторы этого рынка свято верят в дальнейшую пропан-бутановую эволюцию, свидетельствуют и их планы по развитию газотопливного направления. Исходя из этих деклараций, только в крупнейших АЗС-сетях страны в 2010 году должны появиться более полусотни газовых модулей. По разным оценкам, заправок, торгующих автогазом, в Украине насчитывается от 1000 до 1300. За последние три года их число выросло примерно на 40%. Чуть медленнее растет парк автомобилей, способных ездить на пропан-бутане. Их в стране около 1,3 млн единиц, причем более 400 тыс. – легковушки. Прирост в армии "газоядных" автомобилей составил около 30% за те же три последних года. Вполне вероятно, что очередным стимулом для перевода "железных коней" на LPG станут новые акцизы на бензины. Дешевое топливо – это находка для автомобилистов. Но и сами торговцы нефтепродуктами сегодня охотно работают со сжиженным газом. Как отмечают в отделе маркетинга донецкой компании "Параллель", владеющей сетью из более чем 100 АЗС, в прошлом году заработок от торговли автогазом увеличился у них на 16%, тогда как бензиновая маржа заметно просела. Не менее выигрышно смотрится пропан-бутан и на фоне метана – своего конкурента в сегменте газового топлива. Сегодня литр первого стоит дешевле литра второго, и метановый рынок оказался в стагнации. Ситуация усугубляется еще и тем, что установка газобалонного оборудование под пропан-бутан обойдется владельцу автомобиля раза в три дешевле, а окупится раза в три быстрее. Но возросший спрос на автогаз создает для его продавцов и новые проблемы. Главная в том, что отечественного сжиженного газа уже не хватает для полного удовлетворения нужд внутреннего рынка. Кроме того, его основные объемы реализуются на ежемесячных специализированных и коммерческих аукционах, далеких от прозрачности. Поэтому импорт LPG становится на рынке все более весомым фактором. Если до 2008 года этот продукт в Украину практически не ввозился, то в 2009 за счет иностранного ресурса покрывалось уже примерно 10% внутреннего спроса на автогаз. Однако предпосылок для более значительного роста импорта в Украине нет. Сдерживающим фактором выступает инфраструктурная недостаточность. По мнению директора компании "Пропан-сервис" Александра Залюбовского, в Украине не хватает ни железнодорожных цистерн для перевозки LPG, ни газонаполнительных станций для его хранения. В частности, в парке "Укрзализныци" сейчас насчитывается лишь 7 тыс. исправных цистерн для перевозки газа, тогда как еще 3 года назад их было почти вдвое больше. Суммарный объем хранилищ для пропан-бутана равен 34 тыс. тонн, что меньше даже полумесячного потребления. В таких условиях наращивание объемов импорта означает, что многим трейдерам пришлось бы работать "с колес", а при подобной схеме стабильность обеспечения заправок сжиженным газом всегда под угрозой. Хотя потенциал для наращивания производства LPG у украинских предприятий есть. Восемь газоперерабатывающих заводов и три функционирующих НПЗ гипотетически могли бы поднатужиться и увеличить объемы выпуска пропан-бутана. В 2007 году они, например, смогли произвести 886 тыс. тонн этого топлива, что на 100 тыс. тонн больше, чем в 2009. Но для этого им нужно решать сырьевую задачу. А хороших решений пока нет. ГПЗ, входящие в структуру либо "Укргазвыдобування", либо "Укрнафты", ограничены национальными объемами добычи газового конденсата – основного сырья для пропан-бутана. Кременчугский и Одесский НПЗ до сих пор страдают от нехватки нефти. Самые лучшие перспективы у Лисичанского НПЗ, который производит примерно 30% всего украинского сжиженного газа. Но при распределении готового LPG он ведет очень диверсифицированную политику. Значительная часть газа возвращается назад в Россию, откуда на завод по давальческой схеме поступает сырье от его материнской компании ТНК-ВР. Еще часть через Керчь отправляется на экспорт в Турцию. Ну а остальное реализуется на внутреннем рынке, где предпочтение опять же отдается розничникам, имеющим корпоративные или партнерские связи с ТНК-ВР. Тем не менее существенного дефицита сжиженного газа, по крайней мере в текущем году, никто не прогнозирует. Самым главным риском для автогазового рынка является обложение этого топлива акцизным сбором. Подобный законопроект подготовило еще правительство Тимошенко, но принять его не успели. Сейчас этот проект взял на карандаш уже кабинет Азарова. Тем более что за него ратует и руководство НАК "Нафтогаз Украины", в чьей структуре нет заправок с сжиженным газом, зато есть почти сотня АГНКС, реализующих сжатый газ. И отток клиентов с этих станций во многом обусловлен дешевизной и экономичностью пропан-бутанового топлива. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка сжиженных углеродных газов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок сжиженных углеродных газов в России». Ярослав Ярош |