ГЛЮКОЗНО-ФРУКТОЗНЫЕ СИРОПЫ: обзор мирового рынка


К 2010 году объем мирового рынка глюкозно-фруктозных сиропов достигнет 13,6 млн. тонн по сухому веществу. Крупнейшим потребителем по-прежнему останется  Североамериканский регион (США, Канада, Мексика) – на их долю придется свыше 70%.


Отметим, что порядка 82% в структуре американского рынка ГФС приходится на США. В перспективе ожидается снижение доли Соединенных Штатов, в первую очередь, за счет развития Мексиканского рынка. В частности, в период с 2004-2008 гг. доля Мексики в структуре потребления сиропов обозначенных трех стран увеличилась с 0,7% до 10,9%.

Объем мирового рынка ГФС, в млн. тонн (по сухому веществу)

Региональная структура производства и потребления ГФС в мире

Источник: LMC International

Диаграмма 2.3.

Доля ГФС в общем объеме потребления подсластителей (включая сахар) в разных регионах мира, %



Развитие рынка ГФС в США

США – являются крупнейшими в мире производителями и потребителями глюкозно-фруктозных сиропов. В период с 1975-1985 гг. глюкозно-фруктозные сиропы стали активно проникать в производство продуктов питания и безалкогольных напитков и за 10 лет фактически  завоевали американский рынок подсластителей. Причиной, по которой производители продуктов стали заменять сахар фруктозными сиропами, стала новая система тарифов и сахарных квот, введенная в 1977 г. Новые квоты повлекли за собой значительный рост цен на импортный сахар, что и вынудило предприятия пищевой индустрии искать более дешевую альтернативу. Такой альтернативой стал глюкозно-фруктозный кукурузный сироп. Цены на кукурузу, основную сельскохозяйственную культуру США, традиционно низкие. Кроме того, кукурузная отрасль страны всегда субсидировалась государством. Таким образом, за счет более низкой стоимости ГФС стремительно распространились среди производителей продуктов питания и напитков. Одними из первых на ГФС перешли такие национальные гиганты пищевой индустрии, как «Coca-Cola» и  «Pepsi».

Динамика уровня потребления сахара и ГФС в США в 1970-2005 гг., кг./душу населения (по сухому веществу)

Источник: ERS Food Availability data

По состоянию на 2008 год объем рынка США оценивается приблизительно в 7,5 млн. тонн. Динамика объемов потребления с 2000 года с оценкой на 2009 год представлена на диаграмме: Пик потребления ГФС пришелся на 2002 г., затем наблюдалось устойчивое падение. За шесть последних лет объем рынка снизился почти на 10%.

Динамика потребления ГФС в 2000-2009 гг. в США, млн. тонн (по сухому веществу)

Источник: McKeany-Flavell

Начиная с 2003-2004 гг. потребление ГФС в США стало падать. Растущее ожирение нации стали связывать с увеличением потребления высокофруктозных сиропов. Исследования показали, что употребление большого количества фруктозы приводит к сильному увеличению уровня мочевой кислоты в организме, что подавляет способность инсулина регулировать использование и накопление клетками углеводов и других питательных веществ. В свою очередь это способствует развитию ожирения, метаболического синдрома и диабета 2 типа. В 2005 году впервые роль мочевой кислоты в развитии этих патологий продемонстрирована в экспериментах на крысах. Кроме того, химический состав высокофруктозного сиропа способствует усилению аппетита и, следовательно, перееданию.

В течение ряда лет кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы рассматривался как одна из основных причин избыточного веса американцев. Вместе с тем, сегодня ученые не считают употребление фруктозы единственной и главной причиной эпидемии ожирения, в которой виноваты также слишком высокая калорийность пищи, слишком большое количество низкосортного «фаст-фуда» и продуктов с высоким содержанием жира.

Согласно последним пяти проведенным исследованиям, опубликованным в журнале «Clinical Nutrition», рост потребления кукурузного сиропа не связан с эпидемией ожирения. Было доказано, что потребление больших количеств кукурузного сиропа с большим содержанием фруктозы оказывает аналогичное действие, как и употребление обычного сахара.

В 2006 году «Center for Science in the Public Interest» (CSPI)  подал иск против компании «Cadbury Schweppes» за надпись на банке газированного напитка «100% Natural». CSPI заявил, что ГФС не может считаться натуральным ингредиентом хотя бы потому, что при его производстве используется, как минимум, один модифицированный фермент. В 2007 году «Cadbury Schweppes» согласилась с претензией и перестала писать на продукции «100% Natural».

 

В сентябре 2008 года «Corn Refiners Association» запустила агрессивную телевизионную рекламу, призванную «реанимировать» глюкозно-фруктозные сиропы в глазах потребителей, в которой заявляла, что ГФС сделан из кукурузы и является абсолютно натуральным продуктом. Но, несмотря на это, пока производители продуктов питания и рестораны быстрого обслуживания в стремлении привлечь напуганного потребителя вновь возвращаются к сахару. Обогащенный фруктозой сироп потерял уникальность и новизну в глазах производителя, характерную на заре его использования, в 1970-х. И все большее количество производителей стремятся исключить кукурузный сироп из своих рецептур.

На снижение потребления ГФС оказало влияние и изменение структуры потребления безалкогольных напитков – крупнейшего потребительского сегмента для глюкозно-фруктозных сиропов (диаграмма 2.6.).  Начиная с 2005 года, стали набирать популярность диетические безкалорийные напитки, пришедшие на смену газированным водам. В качестве подсластителей производители диетических  напитков расширили использование сахарных спиртов и искусственных сахарозаменителей, сократив опять же потребление фруктозных сиропов.
 



Структура потребления ГФС в США, %

Источник: McKeany-Flavell

В дальнейшем тенденция снижения потребления ГФС может продолжиться, однако, уже по другой причине. В последнее время наблюдается увеличение стоимости высокофруктозного кукурузного сиропа. Причиной послужил резкий взлет мировых цен на кукурузу из-за возникшего ажиотажного спроса на биотопливо. Рост цен на ГФС может приблизить «возвращение» сахара в пищевую индустрию США и Европы. Таким образом, все говорит о том, что в дальнейшем будет сохранена тенденция сокращения потребления ГФС в США.

В последние годы на снижение спроса на ГФС кукурузоперерабатываюшей отраслью были предприняты следующие меры:

• Диверсификация части мощностей;
• Снижения общего объема мощностей за счет ухода некоторых предприятий с рынка;
• Наращивание на основе кукурузы производства этанола, модифицированного крахмала, кристаллической глюкозы и фруктозы.

Дальнейшие перспективы американских производителей ГФС связываются с возможностями переориентации на новые географические рынки сбыта, среди которых наиболее перспективными являются:

• Китай;
• Мексика;
• Индонезия;
• Россия;
• Пакистан;
• Филиппины;
• Таиланд;
• Турция.
 
Наиболее характерные черты, которые будут присущи отрасли в 2009 году:

• Плавное снижение спроса;
• Консолидация отрасли;
• Сокращение производственных мощностей;
• Диверсификация кукурузоперерабатывающих мощностей;
• Цена на 20-25% ниже цен на сахар.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка глюкозно-фруктовых сиропов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков

«Рынок глюкозно-фруктовых сиропов в России».

Об авторе:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.

• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 672-70-46
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru