ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ЭТАНОЛА, МТБЭ И ЭТБЭ


Автомобильные бензины – один из наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителей.


Для их получения используют сложный комплекс технологических процессов первичной и вторичной переработки нефти, а также различные присадки и добавки, обеспечивающие соответствие современным требованиям к составу и качеству этого вида моторного топлива. Рекомендуется для улучшения ряда эксплуатационных свойств, в том числе экологических, вводить в бензины кислородсодержащие компоненты. Наиболее распространенными и широко применяемыми являются метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ, МТВЕ), этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ, ЕТВЕ), этанол, а также метил-трет-амиловый эфир (МТАЭ, ТАМЕ). Объем европейского рынка бензинов на протяжении трех последних лет составляет 103,6- 111,3 млн тонн, для производства которого НПЗ Европы использует более 6 млн тонн добавок и присадок (ЭТБЭ, МТБЭ, МТАЭ). В денежном эквиваленте объем этого рынка в Евросоюзе оценивается в 6 млрд долларов США.

По оценкам ассоциации RFA (Renewable Fuels Association), мировое производство этанола в 2009 году составило 19,5 млрд галлонов (73,7 млн м3, 58,2 млн тонн) против 17,3 млрд галлонов (65,5 млн м3, 51,7 млн тонн) годом ранее. Рост мирового производства этого продукта по сравнению с 2000 годом составил 400%. При этом в последние годы 73% этанола в мире используется для выпуска моторных топлив, 17% – для приготовления алкогольных напитков и 10% – в индивидуальном секторе. Количество этанола, который используется для выпуска топлив, представлено в таблице 1. Мировые котировки топливного этанола ведутся для четырех рынков

– США, Европы, Латинской Америки и Азии. В данное время в мире есть 3 стандарта на топливный этанол: США (ASTM; содержание воды – 1%), Бразилии (ABTN; содержание воды – 0,4%), ЕС (CEN; содержание воды – 0,2%).

В ЕС решение задачи расширения применения биотоплива вообще и топливного этанола в частности лежит в русле главной стратегии европейцев – защиты окружающей среды и борьбы с глобальным потеплением планеты. В значительной степени она базируется на отказе от нефти и газа и переходе на новые возобновляемые виды топлива, в том числе и моторное. Однако в целом Европейский Союз значительно уступает США и Бразилии по объемам производства топливного этанола. Европейские котировки топливных сортов этанола (99,3-99,9%) формируются на лондонской бирже ICIS и обозначаются следующим образом: 1) FOB Rdam T2 (spot) (EUR/cub m); 2) FOB Rdam T1 (spot) (USD/cub m); 3) FOB Santos (spot) (USD/cub m/gal). Публикуемые цены FOB Rdam T2 (spot) относятся к партиям этанола, которые будут загружены на борт корабля в течение 4-х недель от даты публикации. Котировки EUR/cub m касаются тех партий этанола, которые поставляются на условиях FOB ARA (порты Амстердам в Бельгии, Роттердам или Антверпен в Нидерландах), но во внимание могут быть приняты и другие европейские порты. При этом имеется в виду, что этанол произведен в одной из стран ЕС, а в состав цены включены расходы на оплату всех пошлин. Публикуемые на этанол FOB Rdam T1 (spot) цены относятся к импортным партиям продукта и исключают оплату пошлин. Согласно нормативному документу CN 2207, европейские таможенные пошлины на ввоз С2Н5ОН составляют 192 евро/м3 для неденатурированного продукта и 102 евро/м3 на денатурированный этанол (качество товара согласно EN  15376).

Цена FOB Rdam подразумевает открытие аккредитива, выставленного на срок 30 дней в зависимости от источника финансирования со списанием средств не позднее 30-60 дней от даты коносаментов. Стандартный размер грузового лота на торгах – 1 тыс. тонн, типичные отгрузки – от 1 до 3 тыс. м3 (1-2 тыс. тонн). При этом следует учитывать особые условия базиса поставки, принятые для портов ARA, в частности, FOB Rdam. Данная поставка подразумевает базис CFR, принятый согласно Incoterms-2000 минус фрахт (CFR – Freight).

По состоянию на 1 февраля 2010 года, в странах ЕС работало около 50 заводов по выпуску этанола и около 20 заводов находилось в стадии строительства. Общая численность таких предприятий в мире составляла 575, а их совокупная производительность – 80,63 млн тонн. На эту же дату в мире было 460 заводов, производящих биодизель. Их совокупная мощность составляла 67,71 млн тонн.

В 2008 году страны ЕС использовали около 3,8 млн тонн топливного этанола, в то время как импорт составил 1,32 млн тонн (35,1%), из которых 0,6 млн тонн было завезено из Бразилии. Производство С2Н5ОН в Европе в 2008 году составило 2,265 млн тонн. По состоянию на 10-11 марта текущего года, цены FOB Rdam на топливный этанол составляли 471,5- 489,5 долл./м3 (T1) и 442,5-452,5 евро (T2). Мартовские котировки на топливный этанол в порту Сан-Паулу (Бразилия) представлены в таблице 2.

По состоянию на 26 марта 2009 года, средние цены на этанол в США составляли 0,42 долл./литр, на бензин – 0,52 долл./литр. В Бразилии этот продукт тогда можно было приобрести в среднем за 0,373 долл./ литр, а бензин – за 0,85 долл./литр, в Европе (Роттердам) – этанол стоил 0,615 долл./литр, бензин – 1,66 долл./литр. По состоянию на 12 марта 2010 года, средние цены на этанол в США, как и годом, ранее, составляли – 0,42 долл./литр, а бензин подорожал в среднем до 0,74 долл./литр. В Бразилии С2Н5ОН продавали в среднем по 0,56 долл./литр, бензин – по 1,2 долл./литр. В Европе (Роттердам) средняя цена топливного этанола в этот день составляла 0,60 долл./литр, а бензина – 2,07 долл./литр.

Фьючерсные u1087 партии топливного С2Н5ОН 12 марта в США котировались по 1,585 долларов за галлон (527,6 долл./м3). Краткие данные о крупнейших европейских производителях топливного этанола представлены в таблице 3. В Европе действует стандарт на бензин EN 228, который по своей сути и отражает спецификацию этанольных смесей Е5. В данное время ЕN 228 проходит ревизию в части повышения содержания этанола в смесях от Е5 до Е10. С 2007 года стандарт Е85 официально действует в Австрии и Франции, с 2008 года – в Германии, и в ближайшем будущем ожидается его принятие на всей территории государств ЕС. Кроме общеевропейских эталонов, в странах ЕС действуют внутренние стандарты на этанольные топлива,  качество которых не может быть ниже качества, установленного общеевропейскими нормативными документами. Поскольку этанол используется как добавка к бензинам (Е5, Е10, Е85) или как сырьевой компонент для производства ЭТБЭ – высокооктановой добавки к бензинам, для более полного понимания технологии производства бензинов приведем примеры их компаундирования в некоторых странах мира.

По состоянию на 1 января 2008 года, в мире работало 680 НПЗ общей мощностью 4267,6 млн тонн нефти в год. Наиболее четко прослеживается конкуренция между линиями развития нефтепереработки Северной Америки (149 НПЗ в США) и Европы (135 НПЗ в ЕС). Компонентный состав американского бензинового фонда (реформулированный бензин) в начале 2007 года был таким: бензин каталитического крекинга – 34%, бензин риформинга – 28%, алкилат – 12%, изомеризат – 4%, добавки (этанол, ЭТБЭ, МТБЭ и др.) – 15%, прочие – 7%. Компонентный состав европейского бензина включал в себя продукт каталитического крекинга – 30%, бензин риформинга – 50%, алкилат – 5%, изомеризат – 8%, добавки (этанол, ЭТБЭ, МТБЭ, МТАЭ и др.) – 7%.

Если рассматривать европейские НПЗ, то наиболее удачный компонентный состав бензинов достигнут в Германии: продукт каталитического крекинга и риформат – 73,4%, алкилат – 5,1%, изомеризат – 16,2%, добавки (этанол, ЭТБЭ, МТБЭ, МТАЭ и др.) – 5,3%. НПЗ Италии в 2008 году произвели 20 млн тонн бензина, для производства которого кроме бензинов каталитического крекинга и каталитического риформинга было использовано 2,888 млн тонн изомеризата, 1,718 млн тонн алкилата, 237 тыс. тонн МТБЭ, 200 тыс. тонн ЭТБЭ и 237 тыс. тонн МТАЭ.

Для производства эфиров наиболее распространенными в мире являются технологии Phillips Pertroleum, ARCO Chemical Technology, CD Tech, Ethermax. По состоянию на январь 2004 года, в США действовало 47 установок по производству МТБЭ, в Европе – 47, в странах Ближнего и Среднего Востока – 11, в Азии – 45, в Латинской Америке – 23, в Канаде – 1. Средний коэффициент использования мощностей тогда составлял 83,5%. В США собственное производство МТБЭ имели 33 НПЗ, которые покрывали половину спроса на этот оксигенат. В 2001 году здесь был зарегистрирован пик спроса на МТБЭ – 13,3 млн тонн, пот ребление МТБЭ в Европе в то время составляло 4,2 млн тонн. В США, начиная с 2006 года, действует запрет на применение МТБЭ для производства бензинов (Закон S.2962). В 2009 году в стране было выпущено 2,36 млн тонн МТБЭ, весь объем которого был экспортирован в Мексику, Венесуэлу, Чили и другие государства.

Согласно исследованию Академии конъюнктуры промышленных рынков, мощности по производству МТБЭ в Европе (включая Украину) в настоящее время составляют почти 2,8 млн тонн, однако новые мощности в последнее время не вводились, а их загрузка снижается, что во многом связано с ростом использования ЭТБЭ. Что касается ЭТБЭ, то мощности по производству этого оксигената достигли в 2006 году примерно 2,26 млн тонн (для сравнения: в 2000 году они составляли 0,35 млн тонн). Мощности по производству МТАЭ оцениваются в 0,5 млн тонн (0,28 млн тонн в 2000 году). В таблице 4 представлены данные по объемам и расположению мощностей по данным типам эфиров в Европе.

Наибольшие мощности по МТБЭ сосредоточены в Голландии (LyondellBasell), Франции (Exxon), а по ЭТБЭ – во Франции (Total), Испании (Repsol YPE) и Германии (PCK).  МТАЭ производят в трех странах – Германии (PCK), Италии (Saras) и Финляндии (Neste Oil). Несмотря на то, что доля МТБЭ в совокупном использовании в Европе снижается, эта высокооктановая добавка остается в настоящее время наиболее распространенной. Наибольшие мощности по ее производству расположены в Голландии, Германии и Великобритании. На эти три страны приходится более половины от совокупных европейских мощностей по производству данной добавки. Крупные мощности находятся также в Бельгии (Exxon Mobil Antwerp Refinery, Total Antwerp Refinery), Румынии (Petrotel Lukoil Ploiesti Refinery, RAFO Onesti Refinery, Arpechim Pitesti Refinery) и Италии (Raffineria di Gela, Raffineria di Milazzo, ERG Raffinerie Mediterranee ISAB, Priolo, Eni Division of Refining & Marketing, Sannazzaro).

В Европе имеется без малого 20 цехов по производству ЭТБЭ: LyondellBasell (Голландия, Франция), TotalFinaElf, Ouest ETBE, Nord ETBE (Франция), Repsol YPF (Испания), Oxeno, PCK (Германия), Nedalco, Sabic Europa (Голландия), Orlen (Польша), MOL (Венгрия). Самые крупные в Европе производства этого оксигената находятся на НПЗ Франции (Fos-sur-Mer Refinery, Exxon Mobil; 612 тыс. тонн/ год) и Германии (Mineralolrafinerie Karlsruche, Shell,Exxon Mobil, BP, Conoco; 163 тыс. тонн/год). В 2009 году производство топливного этанола в Германии составило около 900 тыс. тонн. Для производства 400 тыс. тонн ЭТБЭ было использовано 200 тыс. тонн этанола.

Крупным производителем МТБЭ является Россия: только в структуре ОАО «Газпром» есть четыре завода, производящих этот оксигенат. Данные по мощностям российских предприятий-производителей МТБЭ представлены в таблице 5.

Российское производство МТБЭ в 2006 году составило 695 тыс. тонн. В 2007 году спрос на этот продукт на внутреннем рынке РФ составлял 430 тыс. тонн, а в текущем году он предположительно будет составлять 480- 500 тыс. тонн.

Безусловным лидером в выработке МТБЭ является Группа компаний «Титан». Входящее в состав Группы ЗАО «Экоойл» (г. Омск) ежегодно выпускает около 300 тыс. тонн данной добавки к топливам, что составляет почти 40% от суммарной выработки по стране в целом. На втором месте по производству МТБЭ находится ОАО «Каучук» (г. Волжский), которое в 2008 году произвело 135 тыс. тонн оксигената против 93,2 тыс. тонн в 2003 году.

Согласно нашим расчетам, производство МТБЭ в России в 2009 году составило около 700 тыс. тонн, потребление для российского производства бензинов – около 500 тыс. тонн. Экспорт МТБЭ в 2009 году составил 200 тыс. тонн, из которых 75 тыс. тонн приходится на Украину. Заводы СИБУРа, в наибольших объемах нарастившие выпуск и экспорт МТБЭ в 2008 году, получили возможность эффективно использовать углеводородное сырье (бутилен-изобутиленовую фракцию), избыток которой образовался из-за падения конъюнктуры мирового рынка каучуков. В частности, «СИБУР-Химпром» нарастил выработку МТБЭ в полтора раза: с 2580 до 3500 тонн/месяц (данные за декабрь 2008 года).

Однако в феврале нынешнего года ОАО «СИБУР Холдинг» и ОАО «Корпорация РОЭЛ» заключили договор купли-продажи 100% акций ОАО «Каучук», основным продуктом которого является MTБЭ. Ожидается, что в мае-июне все процедуры по сделке будут завершены. «Продажа актива соответствует нашей стратегии по выходу из непрофильных видов бизнеса и сокращению числа производственных площадок. Это позволит сосредоточить ресурсы компании на основных направлениях деятельности», – сказал в этой связи президент СИБУРа Дмитрий Конов.

Из самых последних (2008-2009 гг.) проектов следует отметить создание мощностей по производству МТБЭ на Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, входящем в состав корпорации «Роснефть». Их эксплуатация начнется предположительно в 2011 году. Новое производство будет выпускать 40 тыс. тонн оксигената в год. Далее, в феврале прошлого года на Заводе автомобильных бензинов, являющемся собственностью компании «ТАИФ-НК», в Нижнекамске (Татарстан) введены новые мощности по производству МТБЭ и МТАЭ, однако объем выпуска продукции не указывается.

Казахстан первым среди азиатских стран СНГ начал производство МТБЭ в ноябре 2009 года. Мощности нового завода ТОО «Компания Нефтехим LTD» (г. Павлодар) позволяют выпускать 20 тыс. тонн продукта ежегодно.

Очевидно, что в долгосрочной перспективе потенциал рынков Европы и стран СНГ для российского МТБЭ будет снижаться. В результате отечественные мощности придется переориентировать для внутреннего потребителя. В дальнейшем, по мере восстановления шинного рынка, связанного с ростом автомобилестроения, можно прогнозировать нарастающий дефицит бутилен-изобутиленовых фракций на российском рынке, что в свою очередь должно отразиться на структуре выпуска продуктов нефехимии и МТБЭ.

Конъюнктура рынка МТБЭ зависит от трех основных факторов:

– спрос на высокооктановые бензины со стороны транспорта;
– ввод мощностей по производству высокооктановых компонентов
(каталитического крекинга, алкилирования, изомеризации);
– конкуренция на рынке добавок к топливу.

Учитывая то, что в компонентном составе европейского бензина присутствует около 7% оксигенатных добавок, цена которых всегда выше цены бензина, соотношение цен на них является существенным экономическим показателем и носит название «коэффициент-фактор». В странах Европы используется коэффициент-фактор, который равен отношению цены МТБЭ и цены бензина 10 ppm (франко-борт судна в портах Северо-Западной Европы) (FOB NWE). Коэффициент-фактор по МТБЭ на протяжении прошлого года варьировался от 1,14 до 1,27. (см. таблицу 6).

Данный коэффициент используют компании-производители бензинов и нефтехимические компании-производители МТБЭ, он часто употребляется в аналитических отчетах европейских котировок Platts. В настоящее время в Европе и мире не существует практики учета коэффициента-фактора между ценой ЭТБЭ и бензина 10 ppm. Вместе с тем, такой коэффициент был бы весьма актуален и имеет практическую ценность, поскольку профильные министры 27 стран-членов Евросоюза в Брюсселе достигли согласия касательно предложения Еврокомиссии об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС (так называемый «План 20-20-20»). Исполнительная власть ЕС предложила членам этой региональной организации довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню 1990 года объемы вредных выбросов в атмосферу и на 20% снизить общие энергозатраты.

Указанный план означает для стран Евросоюза постепенное уменьшение использования МТБЭ и переход на ЭТБЭ.

Расчеты показывают, что предлагаемый авторами коэффициентфактор ЭТБЭ-бензин 10 ppm на протяжении последнего времени варьировался от 1,29 до 1,61 (см. таблицу 6). Вторым, очень важным, экономическим показателем для соотношения этанол – МТБЭ – нефть является расчет, сделанный EIA в 2001 году, согласно которому для замены 10 баррелей МТБЭ необходимо 9 баррелей этанола. Таким образом, чтобы заменить 212 тыс. баррелей/сутки МТБЭ, требуется 191 тыс. баррелей этанола, что эквивалентно замене 115 тыс. баррелей/сутки нефти. Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод: динамично развивающийся рынок добавок к бензину в самом ближайшем будущем окажет существенное влияние на топливный рынок Европы.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков
«Рынок автомобильных бензинов в России».

Конт. тел. + 99450 220 8542(Вагиф Мирзоев),+ 38 067 402 0377(Евгений Пущик),  телфакс + 99412 448 4069   e-mail  tural110@gmail.com     tural110@mail.ru     Skype  etbe       

Вагиф Мирзоев, Евгений Пущик
НПФ «Турал-110»

www.newchemistry.ru