БЕНЗИН И ЭТАНОЛ: мировые перспективы (Часть 1) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В мире активно продолжается дискуссия о нефти и альтернативных источниках энергии, в первую очередь идет речь о топливном этаноле, как наиболее емком продукте. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сегодня нефть и газ – главные источники энергии в мире и поэтому уменьшение их использования – главный приоритет в работе правительств многих стран. Спрос на нефть в 2010—2011 годах будет расти, но очень медленно. В этом сходятся Международное энергетическое агентство (МЭА) и члены Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), опубликовавшие на днях свои аналитические доклады. Увеличение спроса на нефть непременно будет стимулировать и мировое потребление топливного этанола, как реальной альтернативе сырой нефти. Потребности мировой экономики в сырой нефти возрастут в 2010 году по сравнению с прошлым годом на 1,05 млн. баррелей в день и составят в среднем - 85,51 млн. баррелей (11.714 млн. тонн) в день, об этом сообщает в своем ежемесячном докладе ОПЕК. В 2011 году этот показатель увеличится еще на 1,05 млн. и достигнет 86,56 млн. баррелей в день. Мировая потребность в нефти в 2009 году составила -3903.0 млн. тонн. Наибольшим потребителем нефти в мире являются США, потребление в 2009 году составляло – 18.771 млн. баррелей в день. Согласно информации «Energy Charter Secretariat (2007)» одно только Министерство обороны США в день потребляет 400000 баррелей нефти. Примечание: потребления нефти в Польши – 450000 баррелей в день. 1). Мировое производство бензина. Выходы нефтепродуктов с барреля сырой нефти предоставлены на рис.1 рис.1 Нефтепродукты с барреля нефти (галлоны, 2009г.). Источник: www.eia.doe.gov Нефтеперерабатывающая промышленность относиться к числу стратегически важных отраслей хозяйства многих стран мира. В последнее десятилетие в мировой нефтеперерабатывающей промышленности происходили заметные технологические и структурные сдвиги. В этот период суммарная доля углубляющих процессов нефтепереработки: каталитический крекинг, гидрокрекинг, термический крекинг, или висбрекинг, коксование, каталитический риформинг, алкилирование, изомеризация возросла в целом по нефтеперерабатывающей промышленности мира до 50%. - реформулированные бензины (США), т.е. бензины с измененными составом и характеристиками, обеспечивающими экологическую безопасность; Как показано на рис. 2 современные технологии переработки нефти, обеспечивающие качество производимого НПЗ топлива, в том числе автомобильного бензина, наилучше задействованы в странах Северной Америки (США), Западной Европы, Дальнего Востока и Океании. Источник: www.eia.doe.gov Рис. 2. Технологические процессы переработки нефти в мире. Бензин - один из наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителей. Для его получения используют сложный комплекс технологических процессов первичной и вторичной переработки нефти на нефтеперерабатывающем заводе, а также различные присадки и добавки, обеспечивающие соответствие современным требованиям к составу и качеству этого вида моторного топлива. Рекомендуется для улучшения ряда эксплуатационных свойств, в том числе экологических, вводить в бензины | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуется для улучшения ряда эксплуатационных свойств, в том числе экологических, вводить в бензины кислородсодержащие эфиры и этанол. Наиболее распространенными и широко применяемыми являются: метил-трет-бутиловый эфир (МТВЕ), этил-трет-бутиловый эфир (ЕТВЕ), этанол, а также метил-трет-амиловый эфир (ТАМЕ). Мировое потребление бензина в 2009 году составило – 975.1 млн. тонн (см. табл.1). США являются наибольшим потребителем бензина в мире, потребляя ежегодно около 40% всего бензина мира. Страны Азии и Океании – потребляют - 210 млн. тонн, что равно – 21.6% мирового потребления бензина, чуть меньше половины этого потребления приходиться на Китай – 61.8 млн. тонн и Японию – 35.9 млн. тонн. На Западную и Восточную Европу, включая страны СНГ, – приходиться около 17% мирового потребления бензина. Наибольшая динамика увеличения потребления бензина на протяжении последних лет у Китая, то есть прирос потребления бензина в 2009 году по сравнению с 2003 г. составил – 46.9%. По состоянию на 1.01.2008 года в мире работало около 685 НПЗ, общей производительностью больше 4200.0 млн. тонн нефти в год. Наиболее четко прослеживается конкуренция между линиями развития нефтепереработки Северной Америки (США- 149 НПЗ) и Европы (ЕС -135 НПЗ). Производство бензина в странах Европы осуществляется на 135 НПЗ, производительность которых составляет – 852 млн. тонн нефти в год, что составляет около 20% мировой нефтепереработки (на 1.01.2008 г.). Объем рынка бензинов в Европе на протяжении последних трех лет 112.0 – 125.0 млн. тонн. Для производства этого бензина НПЗ использует более - 6.0 млн. тонн добавок (ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ), что в денежном эквиваленте оценивается в 6.5 млрд. долларов США. Компонентный состав европейского бензина на протяжении последних лет включал в себя: бензин каталитического крекинга – 30%, бензин каталитического риформинга – 50%, продукты: алкилирования - 5%, изомеризации – 8%, добавки (ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ, этанол) -7%. Среди европейских НПЗ наиболее удачный компонентный состав бензинов в Германии: бензин каткрекинга и риформат – 73.4%, алкитат -5.1%, изомеризат - 16.2%, добавки - (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -5.3%. В данное время ЕN 228 проходит ревизию в части повышения содержания этанола в смесях от Е5 до Е10. Стандарт бензина Е85 (85% - этанола, 15% -бензина) с 2007 года официально действует в Австрии и Франции, с 2008 года в Германии. На сегодня в мире около 40 государств используют бензин Е85. Кроме общеевропейских стандартов в странах ЕС действуют внутренние стандарты на этанольные топлива, которые не могут иметь условия хуже общих стандартов. Для биоэтанола и смесевых бензинов на его основе используются буквенно-цифровые обозначения: Е5, Е10, Е85. Е - от английского ethanol, а цифры - это процентное (в объемных долях) содержание биоэтанола в топ¬ливе. Наиболее распространены смеси Е5, Е10 и Е85, в Бразилии пользуется спросом и чистый биоэтанол - Е100. Производство бензина в США осуществляется на 149 НПЗ, производительностью – 872 млн. тонн, что равно 20,5 % мировой нефтепереработки. Компонентный состав американского бензинового фонда (реформулированный бензин) в начале 2007 года был таким: бензин каталитического крекинга -34%, бензин риформинга – 28%, алкилат – 12%, изомеризат – 4%, добавки (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ и др.) – 15%, прочие -7%. Бензин – один из главных моторных топлив, потребляемый в США и основной продукт, получаемый с сырой нефти. Потребление бензина в 2009 составляло приблизительно 137 миллиардов галлонов (385.9 млн. тонн), среднее число потребления около 377 миллионов галлонов (1.05 млн. тонн) в день. Бензин составляет приблизительно 62 % всей энергии, используемой для транспорта, 46 % всего нефтяного потребления, и 17 % полного американского потребления энергии. Приблизительно 49 баррелей бензина производятся с каждых 100 баррелей нефти – такая технология американских НПЗ. Бензин в США продается на 162 000 АЗС, каждая автозаправка обычно продает три сорта бензина: Regular, Midgrade, Premium. Более 1950 АЗС в США торгуют бензином Е85. Сегодня в США насчитывается около 249 млн. транспортных средств. Мировое потребление бензина (млн. тонн).
Источник: EIA, Jahresbericht, Mineralöl-Zahlen 2009, EU FAS Post. Топливный этанол (Fuels Ethanol) - наиболее емкий продукт, который добавляется к бензину, составлял в 2009 году – 6.0% от мирового потребления бензина (см. табл.2). Мировое потребление топливного этанола в 2009 году составило около 74.0 млрд. литров (58.65 млн. тонн). Согласно информации с www.worldbioplats.com сегодня в мире насчитывается – 575 заводов по производству этанола, общей производительностью – 80.631 млн. тонн. Основное сырье, для производства этанола – сахарный тростник, кукуруза, сахарная свекла, пшеница и др. В таблице 2 приведены объемы потребления топливного этанола и бензина в мире. Мировое потребление этанола и бензина (млн. тонн). Таблица 2
Авторами статьи проведены расчеты экономии нефти в мире (см. табл.2), которая получается, от добавления в бензины топливного этанола. Экономия нефти в 2008 и 2009 годах составляет соответственно 45.5 и 43.6 млн. тонн, что равно годичному потреблению нефти в странах Нидерланды и Польши вместе взятых. Наши расчеты базируются на показателях, что удельная теплота сгорания этанола (76,330 btu/gal for ethanol) - 27 МДж/кг, у бензина (116,090 btu/gal for gasoline) – 46 МДж/кг, а также на показателях выхода бензина с барреля нефти в 2009 году (см. рис.1). То есть, с 42 галлонов сырой нефти, что равно 1 баррелю, как правило, производиться - 19.36 галлонов бензина. The Global Renewable Fuels Alliance (GRFA) предсказывает, что глобальное производство этанола в 2010 году достигнет - 85.9 миллиардов литров (68.17 млн. тонн), что составит прирост производства на 16.2 процентов до 2009 года (см. табл.2). По информации GRFA в этом году производство этанола заменит потребность в 370.0 миллионах эквивалентных баррелей нефти (50.68 млн. тонн). Авторы также считают, что очень важным экономическим показателем, в соотношении: этанол – МТВЕ - нефть является расчет, сделанный американским EIA в 2001 году. Этот показатель - исследование проблемы замены в 2006 году в США MTBE на этанол, который произошел на исполнение Закона S.2962. ЕIA рассчитал, что для замены 10 баррелей MTBE требуется 9 баррелей этанола. На рис.3 изображены диаграммы мирового потребления топливного этанола и МТВЕ в странах мира в 2008 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таким образом, чтобы заменить в США - 212 000 баррелей/день MTBE (28922 тонн) потребовалось - 191 000 баррелей/день этанола (26057 тонн), что составляет – 9.5 млн. тонн ежегодно. Этанол в количестве 191 000 баррелей/день содержание энергию приблизительно равную 115 000 баррелей/день нефти.
Источник: www.sriconsulting.com Цена бензина и топливного этанола в мире в сентябре месяце составляла (средняя цена нефти марки Brent $77.5 за баррель) (см. табл.3):
В таблице 4 нами приведены расчеты, показывающие уменьшение использования бензина в США и Европе, за счет потребления топливного этанола. Расчеты показывают, что США в 2009 году уменьшилось потребление бензина на 10%, в ЕС на - 3%, а в Германии – на 4.4%. Уменьшение использования бензина, за счет потребления этанола в США, странах ЕС, в том числе Германии в 2009 году (млн. тонн) Таблица 4
Как видно с таблицы 5 в странах ЕС -27, не выполняется Директива ЕС 200330 относительно потребления топливного этанола. Исполнительная власть ЕС предложила членам этой региональной организации довести к 2020 году до 20% долю возобновляемых источников энергии, сократить на 20% к уровню 1990 года объемы вредных выбросов в атмосферу и снизить на 20% общие энергетические затраты. Так называемый план "20-20-20" предусматривает также постепенный переход странами ЕС с 2013 года на систему продажи квот на выбросы СО2, но к сожалению в ЕС не выполняется. Потребление этанола и бензина в ЕС-27 (млн. тонн в год). Таблица 5
Источник: EU FAS Post. Важным показателем при рыночных ценах на топливо, в том числе бензина и этанола является его себестоимость (см. рис.4 и табл.3). На примере США приведена структура затрат на производство галлона бензина Regular (июль, 2010 г.) То, есть в цене галлона (3.785 литра) бензина структура затрат составляет: сырье (сырая нефть) – $1.8, переработка - $0.245, дистрибуция и маркетинг - $0.273, налоги – $0.409. Для сравнения приведем структуру ценообразования литра бензина Premium 10ppm в Германии (июль,2010г.) – цена литра бензина – 1.415 €, в том числе: цена бензина – 0.402 €, налог на нефть- 0.655 €, НДС- 0.226 €, взнос обеспечения -0.132 €. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как видно с табл.6, себестоимость топливного этанола в США (август,2010г.) равна $0.505 за литр, при цене литра этанола $0.55 (см. табл.3). Учитываю технологию переработки кукурузы на заводе и государственную субсидию, поддержка правительства включала налоговые кредиты на бизнес (45 ¢pg) – себестоимость литра этанола становит - $0.318. Структура себестоимости бензина и этанола в США (июль, 2010г.) Таблица 6. Себестоимость этанола
Источник: www.eia.doe.gov Сегодня в мире проблема биотоплива вообще и биоэтанола в частности, лежит в русле главной стратегии развитых стран – сохранение экологии и борьбы с глобальным потеплением планеты, что в значительной степени базируется на отказе от нефти и газа и переходе на новые возобновляемые виды топлива, в том числе и моторное. Государственные программы применения этанола:
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||