СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ МОЛОТОГО ИЗВЕСТНЯКА



В 2009 году наблюдался спад объемов потребления молотого известняка в сегменте дорожного строительства до 40%.


Это связано с сокращением затрат (из-за кризиса) на дорожное строительство, а также задержками финансирования (так, есть информация, что дорожные службы центрального региона получили средства только в июне 2009, соответственно, значительно позже начали закупки сырья и материалов).
Крупнейшим производителем минерального порошка для нужд дорожного строительства (и крупнейшим в России) является ООО «Дробильно-сортировочный завод» (пос. Товарково, Калужская область). В августе 2008 на предприятии была завершена модернизация, в результате которой его мощности по минеральным порошкам были увеличены с 65 до 100 тыс. т/в мес. В 2008 г. на заводе в Товарково было выпущено около 460 тыс. т молотого известняка, из которых около 270 тыс. т (60% общего объема) было отгружено для нужд дорожного строительства.
Спад в дорожном строительстве – главная причина сокращения производства минерального порошка на Дробильно-сортировочном заводе в 2008 г. относительно уровня 2007 г. (460 тыс. т против более 500 тыс. т). По мнению представителей предприятия, в 2009 г. ситуация в данном сегменте не улучшится, а возможно, спад углубится.
Потребление минерального порошка в сегменте дорожного строительства начнет восстанавливаться только тогда, когда объем средств, выделяемых на строительство и ремонт (в том числе и регионах), будет увеличиваться, - то есть появятся дополнительные средства, позволяющие увеличить объемы дорожно-строительных работ. Это зависит от общей финансово-экономической ситуации в стране, которая, согласно прогнозам, начнет улучшаться не ранее 2011 г. По мере достижения «точки дна» (2010 г.) рынок дорожного строительства будет только сокращаться.

В сегменте мягкой кровли в I половине 2009 г. также наблюдается спад, который может продлиться до II второй половины года. Сегодня крупнейшим потребителем минерального порошка в сегменте мягкой кровли является компания «ТехноНиколь», которая закупает продукт именно в Товарково. Как и в любом сегменте, имеющем отношение к строительству, в производстве кровельных материалов также имеет место спад, начавшийся с конца 2008 г. Но, по оценкам участников рынка, он проявляется здесь в меньшей степени (нежели в дорожном строительстве) и по итогам I полугодия 2009 составляет 10-15% (к соответствующему периоду 2008 г.). Кризисный спад не обошел и производство компании «ТехноНиколь», которой пришлось сократить объемы выпуска и, соответственно, закупок молотого известняка. В частности, был остановлен завод в Рыбинске (сегодня, по состоянию на август 2009 г., снова работает). Согласно прогнозам, рынок начнет восстанавливаться не раньше 2010 года.

По словам представителей Песковского комбината строительных материалов, спад в сегменте сухих строительных смесей в конце 2008 г. не отразился сразу, его негативное воздействие начало проявляться лишь уже в 2009 году. По итогам  I полугодия 2009 г. можно говорить о сокращении выпуска молотого известняка на 30-35% (по отношению к I полугодию 2008), что вызвано воздействием кризиса на строительную сферу, в частности, производство сухих смесей. Во II полугодии 2009 негативная тенденция спада продолжится, рынок начнет восстанавливаться не раньше 2010 года.

Несколько лучше наблюдается ситуация в сегменте производства комбикормов, т.к. в ближайшей перспективе российское птицеводство имеет все шансы превратиться в экспортно-ориентированную отрасль. Существует государственная политика, направленная на развитие отечественного птицеводства, призванная в разы увеличить поголовье птицы…

На основе этого можно предположить, что в 2009 г. и ближайшей перспективе потребление молотого известняка в сегменте производства кормов для птицеводства будет только увеличиваться. При этом, на фоне сокращения спроса в строительных направлениях (дорожное строительство, мягкая кровля, сухие смеси) значение и емкость сегмента «производство кормов» будет только возрастать, что позволит к 2011 г. увеличить его долю до 10-15% (250-300 тыс. т минерального порошка).

Объем работ по известкованию почв (а, соответственно, и закупок молотого известняка) прямо пропорционален объему выделяемых госсредств. Так, по информации участников рынка, многие регионы (даже Московская область) с начала 2009 г. прекратили выделение средств на эти цели или вовсе исключили данную статью из бюджетных затрат. То есть сегмент известкования почв сузился до минимума: средства в 2009 г. выделяются лишь в отдельных случаях, как правило, крупными агрохолдингами. В большинстве регионов финансирование данной статьи в 2009 г. не предусмотрено, и вряд ли ситуация изменится в 2010 г. 

С анализом российского рынка молотого известняка Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок молотого известняка в России».

Об авторе:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.

• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 672-70-46
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru