РЫНОК ШИН В 2010-ОМ


Российский шинный рынок выходит из кризиса. В первом полугодии 2010 года в России было продано 17,8 млн покрышек всех видов, что на 21% больше, чем год назад.


Как посчитали в «Сибур — Русские шины», в первом полугодии 2010 года было продано 17,8 млн штук автомобильных шин всех видов, что на 21% больше, чем в первой половине 2009 года. При этом реализация покрышек для легкового транспорта выросла на 16%, до 13,1 млн штук. А вот продажи шин для грузовиков растут куда лучше — на 38%, до 2,4 млн штук. Рост поставок шин для легкой коммерческой техники составил 30%, до 1,8 млн штук, а продажи шин для сельскохозяйственной и индустриальной техники подросли на 47%, до 0,5 млн штук. В «Сибур — Русские шины» объясняют это эффектом низкой базы: при общем падении рынка в 2009 году на 35% продажи грузовых шин просели более чем на 40%.

«Восстановление шинного рынка более плавное, чем автомобильного, ведь он в большей степени зависит от имеющегося парка, чем от продаж новых машин, — отмечает Игорь Караваев. — Думаю, вернуться к докризисным уровням рынок сможет через полтора-два года». Общую же картину по итогам года могут существенно улучшить продажи зимних шин. «Сейчас все российские мощности по брендированным шинам полностью загружены», — отмечает Игорь Караваев. «Продажи в России выросли значительно благодаря восстанавливающемуся по-требительскому спросу и улучшающейся кредитоспособности дистрибьюторов», — отмечают в Nokian Tyres. А в Michelin и вовсе называют динамику рынка поразительной.

Воспользоваться восстановлением рынка смогли в большей степени местные производители. Российские заводы (включая местные заводы зарубежных концернов) поставили на внутренний рынок более 10 млн покрышек, что на 24% больше, чем годом ранее. Впрочем, и импортерам удалось увеличить продажи на 16%, до 7,5 млн штук.

Изменившиеся в кризис покупательские предпочтения с восстановлением рынка и не думают меняться. Если до кризиса рынок прирастал премиальным сегментом, то сейчас он только сокращается. В первом полугодии 2010 года премиальный сегмент рынка упал еще на 13%, до 4,2 млн шин, тогда как сегменты В и С выросли на 37%, до 5,4 и 8,1 млн штук соответственно. Именно эта ситуация и формирует изменение позиций рыночных игроков: те, у кого велика в портфеле доля бюджетных шин, наращивают продажи, тогда как игроки, специализирующиеся на импорте наиболее дорогой продукции, теряют долю рынка. В результате если по итогам 2009 года у Bridgestone и Continental было 10,5 и 4,5% рынка, то на конец июня 2010 года уже только 9 и 3%. Российские шинники сполна воспользовались ситуацией: «Сибур — Русские шины» увеличили продажи на 23%, а «Нижнекамскшина» — на 35%. Шинники рассчитывают, что восстановившись, рынок сохранит высокие темпы роста. «Парк автомобилей кардинально меняется, становится все больше иномарок, в том числе местной сборки, — говорит Игорь Караваев. — При этом, наращивая местное производство, автоконцерны заинтересованы в локализации, а комплект шин — существенная добавка».

Но оживление рынка должно вернуть и спрос на премиальные покрышки. Так, в Nokian Tyres ожидают, что при среднегодовом росте российского рынка в 2009—2015 годах в 11,6% премиальный сегмент будет расти на 23% в год. Игорь Караваев соглашается, что премиальный сегмент вернется. «Но это произойдет уже не с сокращением сегмента В, а с постепенным умиранием сегмента С». К тому же все более привлекательным становится субпремиальный сегмент, на который и рассчитывают сделать ставку отечественные шинники. «Фактически речь идет о локальных премиальных брендах», — поясняет Игорь Караваев.

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка синтетических каучуков можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок синтетических каучуков в России».

ДАНИИЛ ШАБАШОВ
RBC Daily