ПРОГНОЗ СПРОСА НА ШАМОТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


В результате мирового финансово-экономического кризиса объемы производства изделий из фракционного шамота и, собственно, самого фракционного шамота на предприятиях-производителях снизились на 20-40%.


Данное снижение потребления высвободило значительные производственные мощности. Данные фактор не будет способствовать в среднесрочной перспективе появлению новых производств по выпуску фракционного шамота.

 

В результате снижения потребления огнеупорных материалов из фракционного шамота возможна ситуация, при которой некоторые игроки рынка временно или навсегда прекратят производство фракционного шамота и изделий из него. Например, на предприятии «Никомогнеупор» сложная экономическая обстановка.

 

Аналогичная ситуация будет происходить и с иностранными игроками на рынке фракционированного шамота. Произойдет незначительное сокращение представительства иностранных компаний на российском рынке. Преимущества будут иметь продукты с минимальной стоимостью. Здесь стоит отметить китайских производителей, которые пока не присутствуют широко на рынке фракционированного шамота в России. Однако, их позиции стремительно усиливаются на рынке изделий из фракционированного шамота, в том числе, изделий из АЖБ.

 

Основные потре­бители огнеупоров – это более 4 тыс. предприятий металлургической, машиностроительной, химической и других отраслей, в частности металлургиче­ские комбинаты, стекольные, цементные и фарфорофаянсовые заводы,  сахарные заводы, ТЭЦ и механические заводы, имеющие металлургическое производство.  

 

По сути, потребителей продукции огнеупорных пред­приятий можно разделить на три основные группы: производители цемента, металлургические комбинаты и другие предприятия, имеющие тепловые агрегаты и оборудование.

 

Крупнейшими потребителями огнеупорной продукции являют­ся металлургические компании. В связи с тем, что огнеупорные материалы – основа современных печей в промышленности, выпускаемая огнеупорными предприятиями продукция является необходимой составной частью основных фондов всех металлур­гических компаний, без которой невозможно осуществление большинства производственных процессов.

 

В 2002-2005 гг. для производителей огнеупоров сложилась довольно благоприятная ситуация, когда российские металлургические компании проводили масштабные инвестиции в капитальное строительство и мо­дернизацию собственных основных средств. Одновременно вводились в действие новые мощности в сталепрокатном производстве, увеличивалась выплавка чугуна, а также рост объемов добычи руды и другого сырья. Программа интенсивных капитальных вложений была рассчитана компаниями в среднем до 2008 года, но особенность производственных процессов заключается в том, что огнеупорная продукция нуждается в регулярной замене. Таким образом, во время финансово-экономического кризиса мы можем наблюдать отложенный спрос со стороны металлургических производств, связанный с падением спроса на  конечную продукцию и недостатком наличных денег для модернизации оборудования.

 

В то же время работы по совершенствованию металлургических производств ведут к снижению объемов использования огнеупоров и изменению структуры спроса на эту продукцию. Постоянно ужесточаются требования к качеству огнеупорных материалов со стороны металлургов, совершенствование технологий ведет к стабильному снижению удельного расхода огнеупоров на тонну выплавляемой стали.

 

Одним из основных факторов, определяющих изменения в структуре российского рынка огнеупоров, является снижение доли выплавки стали мартеновским способом и рост конвертерного и электросталеплавильного производства, что ведет как к изменению видовой структуры потребления огнеупоров, так и к снижению объемов потребления. Так, если при мартеновском производстве удельный расход огнеупоров составляет 50-60 кг на тонну выплавляемой стали, то при электросталеплавильном - 10-15 кг. В целом можно сказать, что вывод мартеновских печей в черной металлургии является одним из основных факторов сдерживающих рост объемов потребления огнеупорных изделий.

 

Еще один крупный потребитель огнеупоров - стекольная промышленность - в настоящее время одна из наиболее активно развивающихся отраслей. Здесь наиболее широко используются магнезиальные и алюмосиликатные огнеупоры, а также стеклобрус (крупноблочные шамотные изделий для кладки дна стекловаренных печей), периклазоцирконовые и периклазошпинельные фасонные насадки для регенераторов стекловаренных печей и др. В конструкциях верхнего строения, в частности в сводах печей, используются динасовые огнеупоры, но в последние годы более широкое применение нашли плавленые литые материалы на основе бакора или глинозема, которые в свою очередь в связи с развитием стекловаренных технологий сейчас уступают место альтернативным огнеупорным материалам. Одни из крупнейших потребителей - «Русьстекло», «Веда-Пак»,  «Стеклохолдинг», а также ОАО «Астраханьстекло», ОАО «Саратовинтерьерстекло», «Саратовстройстекло», АО «Стройтехстекло», «Вольногорское стекло» и др.  

 

Прогноз объемов потребления фракционированного шамота в России с 2010 г. по 2015 г.

 

Определенное оживление рынка потребления фракционированного шамота в России  возможно к 2012-2013 гг., когда предприятия металлургии, стекольной промышленности  и т.д. будут способны удовлетворить отложенный за время кризиса спрос на продукцию из алюмосиликатных огнеупоров. В дальнейшем, по мере развития технологий в металлургии, использования других огнеупорных материалов объемы роста рынка фракционированного шамота в России будут сокращаться.

 

 

С анализом российского и европейского рынков алюмосиликатных огнеупоров Вы можете познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Российский и европейский рынки алюмосиликатных огнеупоров».

 

Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 672-70-46
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование