БЕНЗИН, ДОБАВКИ К НЕМУ И КОЭФФИЦИЕНТ ФАКТОР В ЕВРОПЕ И РОССИИ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бензин - один из наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителей. Для его получения используют сложный комплекс технологических процессов первичной и вторичной переработки нефти на нефтеперерабатывающем заводе, а также различные присадки и добавки, обеспечивающие соответствие современным требованиям к составу и качеству этого вида моторного топлива. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для производства бензинов, как одного из наиболее емких продуктов моторного топлива, нефтеперерабатывающие заводы используют кислородсодержащие добавки МТВЕ (метил-трет-бутиловый эфир) и ЕТВЕ (этил-трет-бутиловый эфир). Поскольку в составе бензина в среднем присутствует около 8 – 10% добавки, и это влияет на цену бензина, для НПЗ и трейдеров нужно иметь определенную модель формирования ценовой политики на добавки. Очень важно пользоваться разработанным экономическим показателем соотношения цены: добавка – бензин. Такое соотношение, выраженное в виде коэффициента фактора, отражает корреляцию между ее составляющими, что имеет практическую ценность.
Сегодня начинаю публикацию обзоров цен на добавки к бензинам ЕТВЕ, МТВЕ, бензина 10 ррm и коэффициента фактора в Европе и России. Такие обзоры будут выходить на авторском разделе «Оксигенатные добавки к бензинам» регулярно. Цена бензина 10 ppm, MTBE, ETBE на FOВ Северно-Западная Европа ($mt ) Коэффициенты факторы за август – ноябрь 2010 года. Таблица 1
Источник: Platts, собственные расчеты. Цены на MTBE в Европе по существу продиктованы ценами бензина 10 ppm (Super 95) в период между серединой августа к середине ноября. Коэффициент фактор, между этими двумя продуктами, есть относительно устойчивым, хотя и держится на низких уровнях (1.1 -1.18). Этот низкий факторный уровень коэффициента также привел к уменьшению импорта МТВЕ со стран Персидского Залива.
Спрос на MTBE в Европе был плох, поскольку уменьшился уровень импорта, и внутреннее использование эфира, по сравнению с увеличением использования ETBE и этанола для производства бензина.
Цена на ЕТВЕ в Европе в сентябре - октябре была довольно высокая (1070 – 1090 долларов за тонну), это связано: в - первых с высокой ценой этанола в Европе (Т2 цена после оплаты налогов) и в это же время составляла свыше 1030 долларов за тонну. Во- вторых, страны ЕС увеличивают потребление ЕТВЕ, уменьшая при этом потребление МТВЕ, что вытекает с Директивы 2009/28/ЕС. Коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин составлял 1.26 – 1.47.
Примечание: Страны ЕС в 2009 году произвели около 2.5 млн. тонн ЕТВЕ, в т.ч. Франция - 770 тыс. тонн, Испания и Германия - по 400 тыс. тонн каждая, импорт ЕТВЕ составил - более 300 тыс. тонн. Страны ЕС достигли «политической сделки» и приняли к исполнению Директиву 2009/28/ЕС об увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС до 20% к 2020 году. То есть, в ЕС существуют реальные предпосылки к увеличению потребления ЕТВЕ, что также будет способствовать увеличению потребления биоэтанола, как составной ЕТВЕ. Согласно нашим прогнозам потребление ЕТВЕ в ЕС до 2015 составит более 3.0 млн. тонн, а соответственно уменьшаться потребление МТВЕ, при общем балансе потребления добавок к бензинам на 6.0 млн. тонн, что соответствует годовому потреблению бензина в ЕС 100 - 120 млн. тонн. Цена бензина А-95, MTBE, метанола в России ($mt). Таблица 2
Источник: www.nge.ru, www.himtrade.ru В таблице 2 приведены цены на бензин А-95, МТВЕ, метанол на российском рынке в период с августа по ноябрь 2010 года. Если в Европе существует пропорциональная зависимость цены бензина и МТВЕ и был замечен рост, как бензина 10 ppm, так и МТВЕ. То в России наоборот, цена бензина А-95 с августа до ноября уменьшилась на 55 долларов за тонну, а цена МТВЕ наоборот увеличилась на 10 долларов за тонну. Кроме того, уменьшилась цена метанола на 31 доллар, используемого для производства МТВЕ. В тоже время цена метанола в Роттердаме увеличилась на 97 долларов.
Обзор европейских цен на топлива, приведенный в таблице 3, за период августа – ноября 2010 года, показывает, что при росте стоимости нефти сорта Brent на 13.44 доллара за баррель (15.2%), стоимость: а) бензина увеличилась на 94 доллара за тонну (11.9%); б) МТВЕ увеличилась на 110 долларов за тонну (12.5); в) ЕТВЕ увеличилась на 12 долларов за тонну (1.2%); г) этанола Т1 увеличилась на 90 долларов за тонну (10.6%); д) метанола увеличилась на 97 долларов за тонну (25%).
Цена топлива на FOB NWE ARA ($mt) август-ноябрь 2010 г.
Таблица 3
Источник: Platts, собственные расчеты
Примечание: Согласно HS 2207 европейские таможенные пошлины на ввоз этанола составляют: 19.2 euro/hl на не денатурированный этанол и 10.2 euro/hl на денатурированный этанол (качество товара согласно EN 15376).
Важным экономическим показателем при определении стоимости добавок к бензинам: ЕТВЕ, МТВЕ является стоимость сырья (таблица 3), которое используется для производства эфиров.
ЕТВЕ – этил-трет-бутиловый эфир, содержит 50% топливного этанола, МТВЕ – метил-трет-бутиловый эфир, в составе которого метанол составляет 33% и ТАМЕ – трет - амил-метиловый эфир, содержит – 10% метанола. Учитывая процентное содержание спирта (этанол, метанол) в добавках ЕТВЕ и МТВЕ (цена на 09.11.2010г.), можно рассчитать, что стоимость этанола Т1 в цене ЕТВЕ на NWE ARA Т1 составляет - 42.7%, а стоимость метанола Т1 в цене МТВЕ на NWE ARA Т1 составляет – 14.5%. Для сравнения этот же показатель на 15 января 2010 года составлял: в ЕТВЕ – стоимость этанола Т1 – 45%, в МТВЕ – стоимость метанола Т1- 16%. Что касается стоимости изобутилена в стоимости добавок ЕТВЕ и МТВЕ, то она зависит от разных факторов и более трудна в определении.
Учитывая вышесказанное можно делать вывод, что стоимость этанола в стоимости ЕТВЕ в Роттердаме (Т1) может составлять от 35% до 48%, а стоимость метанола в стоимости МТВЕ в Роттердаме (Т1) может составлять от 13% до 18%. Что касается российского рынка, то стоимость метанола в МТВЕ по состоянию на 18 ноября 2010 года составляла – 8.2%.
Стоимость литра этанола и бензина в мире (23 ноября 2010):
Таблица 3
Стоимость бензина и этанола в странах мира приведены в таблице 4. Самый дешевый бензин в России, на 11 центов дороже в США, при том, что цена нефти на 23 ноября 2010 составляла: Лондон - $ 83.96 bbl, Нью - Йорк - $ 81.59 bbl. Самый дешевый этанол в мире имеют США (благодаря государственным субсидиям), а самый дорогой - в Роттердаме, и в Украине. В преддверии Рождественских праздников и Нового 2011 года в мире будет ощущаться спад спроса на бензин, а это повлечет и уменьшение спроса на добавки МТВЕ, ЕТВЕ. По – этому рынок бензина и добавок ощутит оживление только в начале февраля 2011 года.
Поздравлю всех наших читателей с наступающими праздниками Рождества Христового, с Новым 2011 годом. Желаю счастья, здоровья и удач.
Евгений Пущик, зам. генерального директора НПФ «Турал-110» 30 ноября 2010 года.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||