РЫНОК БИТУМА В ЭПОХУ НОВЫХ ГОСПРОГРАММ


В разгар экономического кризиса 2009 года на российском рынке нефтяных битумов произошло существенное сокращение объемов потребления. К 2010 году дела пошли на поправку, рынок стал расти. Свои мнения о прогнозе на ближайшие годы оставили представители компаний, занимающиеся производством нефтяного битума.

 

NEWCHEMISTRY: Какие факторы влияют на движение рынка битума в России?

 

Юрий Анатольевич, руководитель отдела уфимского института нефтепереработки: На рост или сокращение рынка битума влияет спрос на него и качество выпускаемой продукции.

Рост потребления битума сдерживается финансированием строительства дорог. Предприятия готовы обеспечить сырьем в полном объеме.

 

Марат Геннадьевич, руководитель департамента ТТО ОАО "Салаватнефтеоргсинтез": На рынок битума влияет политика государства. Чиновники не заинтересованы в хороших дорогах. В связи с этим дорогой качественный битум не востребован в полной мере.

 

Игорь Евгеньевич, главный технолог ОАО «АНХК»: Проблемы, сдерживающие рост потребления битума заключаются в государственном финансировании дорожных строительств.

 

Дмитрий Игоревич, руководитель отдела реализации ООО «ЛУКОЙЛ»: Основной фактор – платежеспособность предприятий, занимающихся ремонтом дорог. Также влияют государственные структуры, курирующие этот процесс.

 

NEWCHEMISTRY: Производимый битум хранится на складах или сразу находит применение?

 

Юрий Анатольевич, руководитель отдела уфимского института нефтепереработки: Битум храниться, как на складе, так и сразу поставляется потребителю. Всё зависит от условий хранения. Главное обеспечить защиту от пагубного влияния среды. Например, у дорожников существуют определенные строительные нормы и правила, которые регламентируют все показатели битума, где сказано, что битумы в разогретом виде можно хранить не более 20 часов, иначе их нельзя использовать в работе. Поэтому соблюдать все условия хранения очень важно.

 

Марат Геннадьевич, руководитель департамента ТТО ОАО "Салаватнефтеоргсинтез": Продукт требует особых условий хранения, поэтому мы не храним битум на складе, а изготавливаем его под конкретный заказ. Сырьем является полугудрон. Если нет клиентов, тогда используем сырье в других направлениях для других продуктов.

 

Игорь Евгеньевич, главный технолог ОАО «АНХК»: Полученную продукцию мы стараемся не хранить на складе ведь это очень энергозатратно. При хранении его необходимо подогревать, а иначе он будет застывать и вернуть в исходное состояние не так просто, да и важные свойства будут потеряны. В основном стараемся сразу отгружать битум заказчику.

 

Дмитрий Игоревич, руководитель отдела реализации ООО «ЛУКОЙЛ»: На складе мы храним только строительный битум, в связи с технической возможностью его хранения. Дорожный битум сразу отправляем потребителю.

 

NEWCHEMISTRY: Какие факторы позволяют предприятию успешно конкурировать?

 

Юрий Анатольевич, руководитель отдела уфимского института нефтепереработки: Здесь важен человеческий фактор, его техническая политика. Битум на предприятиях занимает не более 6-8%, в основном прибыль идет за счет реализации топлив, масел. Поэтому гнаться за выгодой бессмысленно.

Гораздо выгодней предприятию больше выпускать топливных компонентов.

Как показывает опыт компании «ЛУКОЙЛ» на данном рынке есть потенциал. Наука и производство готовы выпускать серьезную битумную продукцию, но всё останавливает финансирование данной отрасли.

 

Марат Геннадьевич, руководитель департамента ТТО ОАО "Салаватнефтеоргсинтез": Основные факторы, которые позволяют конкурировать с другими производителями, это клиентская база. Есть клиенты, которым нужен качественный битум. А есть дорожники, которым важна дешевая цена, а качество не играет роли.

 

Игорь Евгеньевич, главный технолог ОАО «АНХК»: Есть три фактора, позволяющие успешно конкурировать на этом рынке. Первый – качество, проверенное годами, второй – ценовая политика, третий – транспортные расходы и региональное потребление.

 

Дмитрий Игоревич, руководитель отдела реализации ООО «ЛУКОЙЛ»: Производитель битума может конкурировать за счет качества продукции и ценовой политики.

 

NEWCHEMISTRY: Каково будущее рынка битумов?

 

Юрий Анатольевич, руководитель отдела уфимского института нефтепереработки: Сейчас мощности компаний загружены на 50%. Любой производитель, если будет спрос, готов увеличить производственные объемы. Но пока спрос не растет. Вероятно, в свете последних заседаний правительства, скоро вступит в силу программа по строительству и ремонту дорог.

Сейчас появляются компании, которые направлены на строительство. Например, компания ГК «Автодор» будет заниматься строительством платных дорог серьезных категорий. Планируются большие объемы строительства и капиталовложения.

 

Марат Геннадьевич, руководитель департамента ТТО ОАО "Салаватнефтеоргсинтез": Будущее напрямую зависит от федеральных программ. Сейчас на рынке битума наблюдается рост в связи с нововведениями.

 

Игорь Евгеньевич, главный технолог ОАО «АНХК»: Потенциал рынка велик. Существующие мощности превышают потребление в пять раз.

В ближайшие годы уровень производства битума останется на прежнем уровне.

 

Дмитрий Игоревич, руководитель отдела реализации ООО «ЛУКОЙЛ»: Рынок битумов перспективен. В  вязи с этим появляются новые игроки в этой области.

Ежегодно рынок битумов растят на 10%.

 

 

С текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка добавок для дорожного строительства можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок модифицирующих добавок для дорожного строительства в России».

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка нефтяных битумов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок нефтяных битумов в России».

 

 

Светлана Коротаева

www.newchemistry.ru