ВЫРАСТЕТ ЛИ ЭКСПОРТ БЕНЗИНА?


В ближайшее время в России планируется выровнять экспортные пошлины на светлые и темные нефтепродукты, что приведет к падению производства последних. В то же время, российские порты пока ориентированы на перевалку темных нефтепродуктов. Ждет ли терминалы масштабная конверсия?

 

Прощание с мазутом

Текущий уровень пошлин на экспорт темных и светлых нефтепродуктов выгоден нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), ориентирующимся на производство темных нефтепродуктов. Тем не менее, в утвержденной год назад правительством РФ «Энергетической стратегии до 2030 года» говорится о необходимости «перехода от продажи первичных сырьевых и энергетических ресурсов за рубеж к продаже продукции их глубокой переработки». В связи с  этим предполагается осуществить выравнивание экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты, что приведет к тому, что экономика «примитивных» заводов ухудшится, соответственно появятся стимулы для модернизации и доля темных нефтепродуктов (прямогонного мазута и ВГО) в продукции российских НПЗ сократится.

Как сообщил в ходе международного конгресса Oil Terminal-2010 директор департамента переработки нефти и газа Министерства энергетики России Петр Дегтярев, государство не заинтересовано в том, чтобы нефть перерабатывалась в менее качественный темный продукт, так как теряет на этом потенциальные доходы. По расчетам министерства, глубина переработки на российских НПЗ к 2015 году должна вырасти с 71% до 80%.

На данный момент на внутреннюю переработку идет почти половина добытой в России нефти. По расчетам директора по развитию THK-BP Сергея Лукьянова, даже в случае выравнивания экспортных пошлин на нефтепродукты на низком уровне - $58 за тонну (по проекту Минфина и Минэнерго предполагается $60 за тонну), нетбэк (чистый доход) внутренней переработки будет превышать нетбэки других каналов реализации нефти ($258 за тонну в год, что в среднем на $45 выше нетбэков других каналов). Таким образом, экспортировать нефть будет по-прежнему менее выгодно, чем перерабатывать ее внутри страны, при этом доля светлых нефтепродуктов существенно вырастет.

В соответствии с Энергетической стратегией России, годовой объем производства бензинов в России может вырасти до 43 млн тонн к 2014 году, дизельного топлива – до 82 млн тонн. В то же время, в перспективе до 2020 года объем производства мазута может сократиться почти вдвое.

По прогнозу аналитического агентства Argus, к 2020 году российские НПЗ планируют значительно сократить экспорт темных нефтепродуктов и увеличить вывоз нафты на 36%, бензина – на 56% и керосина – на 150%. При этом излишек бензина в России, по прогнозам «Инфотэк Консалт», к 2020 году может достичь 14 млн тонн в год, нафты – 15 млн тонн в год, дизтоплива сохранится на текущем уровне (46 млн тонн в год), а ВГО сократится с 11 до 8 млн тонн в год.

Соответственно, увеличившиеся объемы производства светлых нефтепродуктов устремятся к морским экспортным терминалам.

Бензиновый слив


Если говорить о бензинах, то в настоящий момент их экспорт из России составляет порядка 5 млн тонн в год, преимущественно в Африку и США. По прогнозам Сергея Лукьянова, к 2015 году он может вырасти вдвое – до более чем 10 млн тонн в год (в случае модернизации НПЗ). Как со своей стороны прокомментировал директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов, «если планы правительства будут реализованы в нынешнем виде, в России возникнет значительный избыток бензинов».

В то же время, как таковых специализированных бензиновых терминалов в России нет – зато они имеются в Прибалтике (Рига, Таллинн, Вентспилс). Конечно, в случае закрытия для России по каким-либо причинам прибалтийских терминалов, бензины можно переваливать на терминалах в портах Северо-Запада РФ: Светлый, Калининград, Витино, Мурманск и Архангельск (примерно по 2-3 млн в год в каждом), а также в украинских портах Николаевск и Севастополь. На объем экспорта в 10 млн тонн этого должно хватить, однако следует учесть, что российские терминалы обладают ограничениями, прежде всего по глубинам и некоторые (Витино, Архангельск) по климатическим условиям, требующим ледовой проводки.

Что касается экспорта других светлых нефтепродуктов (дизтоплива, нафты, ВГО), то здесь ситуация проще, так как в России реализуется целый ряд крупных портовых проектов, ориентированных на экспорт как темных, так и светлых нефтепродуктов. Кроме того, часть действующих терминалов может быть переоборудована под перевалку светлых продуктов.

При этом в Европе, по данным Wood Mackenzie, существует острый дефицит дизельного топлива, в то время как спрос на бензины в Европе неуклонно падает, что связано с налоговой политикой государств, направленной на рост потребления дизельного топлива, а также увеличение доли биотоплив. По словам вице-президента Wood Mackenzie Бэна Холта, в Европе ощущается значительный избыток бензина и в то же время дефицит дизтоплива. По прогнозам эксперта, этот дисбаланс будет нарастать в перспективе до 2015 года. Однако для того, чтобы поучаствовать в дележе дизельного «пирога», компаниям придется побороться за доступ к европейскому рынку, уверен Бэн Холт.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России».

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России»

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».

 

 

 

Виталий Чернов.

Портньюс