ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ


Асфальтобетонная смесь - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

 

Асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные.

 

Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:

- горячие, приготавливаемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120°С;

- холодные, приготавливаемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5°С.

 

Горячие смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:

- крупнозернистые - с размером зерен до 40 мм;

- мелкозернистые - с размером зерен до 20 мм;

- песчаные - с размером зерен до 5 мм.

 

Холодные смеси подразделяют на мелкозернистые и песчаные.

 

Асфальтобетоны из горячих смесей в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на следующие виды:

- высокоплотные - с остаточной пористостью 1,0-2,5%;

- плотные - с остаточной пористостью 2,5-5,0%;

- пористые - с остаточной пористостью 5,0-10,0%;

- высокопористые - с остаточной пористостью 10,0-18,0%.

 

Асфальтобетоны из холодных смесей должны иметь остаточную пористость 6,0-10,0%. Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы:

- А - содержание щебня 50-60%;

- Б - содержание щебня 40-50%;

- В - содержание щебня 30-40%.

 

Щебеночные и гравийные холодные смеси и соответствующие им асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы Бх и Вх. Горячие и холодные песчаные смеси и соответствующие им асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы:

- Г и Гх - на песках из отсевов дробления, а также на их смесях с
природным песком при содержании последнего не более 30% по массе;

- Д и Дх - на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70% по массе.

 

Важнейшими  свойствами асфальтобетонных смесей являются:

- однородность – однородность смесей оценивается коэффициентом вариации показателя предела прочности при сжатии при температуре 50 °С;

- сегрегируемость (разделимость) - свойство смеси сохранять однородность по зерновому составу при отгрузке в накопительный бункер, загрузке в автосамосвалы, перевозке, выгрузке в приемный бункер асфальтоукладчика и укладке;

- удобоукладываемость (подвижность) - свойство смеси легко распределяться слоем с заданной толщиной с помощью асфальтоукладчиков и другого технологического оборудования;

- удобоуплотняемость (формуемость) - свойство смеси при уплотнении быстро формироваться в монолитный слой требуемой плотности.


Регулируя эти свойства, можно рационализировать параметры технологического процесса в направлении обеспечения качества асфальтобетонного покрытия с минимальными энергетическими затратами и себестоимостью работ.

 

Российский стандарт к асфальтобетонным смесям: ГОСТ 9128-97 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия».

 

Смеси и асфальтобетоны в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов подразделяют на марки, указанные в таблице:

 

Марки асфальтобетонных смесей

Вид и тип смесей и асфальтобетонов

Марки

Горячие высокоплотные

I

Плотные типов:

 

А

I, II

Б, Г

I, II, III

В, Д

II, III

Пористые и высокопористые

I, II

Холодные типов:

 

Бх, Вх

I, II

Гх

I, II

Дх

II


 Источник: ГОСТ 9128-97.

 

Показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей различных марок, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 1.2.

 

Физико-механические свойства горячих асфальтобетонных смесей

Наименование показателя

Значение для асфальтобетонов марки

I

II

III

для дорожно-климатических зон

I

II, III

IV, V

I

II, III

IV, V

I

II, III

IV, V

Предел прочности при сжатии при температуре 50°C, МПа, не менее для асфальтобетонов высокоплотных

1

1,1

1,2

 

 

 

 

 

 

плотных типов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

0,9

1

1,1

0,8

0,9

1

-

-

-

Б

1

1,2

1,3

0,9

1

1,2

0,8

0,9

1,1

В

-

-

-

1,1

1,2

1,3

1

1,1

1,2

Г

1,1

1,3

1,6

1

1,2

1,4

0,9

1

1,1

Д

-

-

-

1,1

1,3

1,5

1

1,1

1,2

Предел прочности при сжатии при температуре 20°C для асфальтобетонов всех типов, МПа, не менее

2,5

2,5

2,5

2,2

2,2

2,2

2

2

2

Предел прочности при сжатии при температуре 0°C для асфальтобетонов всех типов, МПа, не более

9

11

13

10

12

13

10

12

13

Водостойкость, не менее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плотных асфальтобетонов

0,95

0,9

0,85

0,9

0,85

0,8

0,85

0,75

0,7

высокоплотных асфальтобетонов

0,95

0,95

0,9

 

 

 

 

 

 

плотных асфальтобетонов при длительном водонасыщении

0,9

0,85

0,75

0,85

0,75

0,7

0,75

0,65

0,6

высокоплотных асфальтобетонов при длительном водонасыщении

0,95

0,9

0,85

 

 

 

 

 

 

              Источник: ГОСТ 9128-97.

 

Показатели физико-механических свойств асфальтобетонов из холодных смесей различных марок должны соответствовать указанным в таблице 1.3.

 

Физико-механические свойства холодных асфальтобетонных смесей

Наименование показателя

Значение для марки и типа

I

II

Бх, Вх

Гх

Бх, Вх

Гх, Дх

Предел прочности при сжатии при температуре 20°C, МПа, не менее

 

до прогрева:

 

 

 

 

сухих

1,5

1,7

1

1,2

водонасыщенных

1,1

1,2

0,7

0,8

после длительного водонасыщения

0,8

0,9

0,5

0,6

после прогрева:

 

 

 

 

сухих

1,8

2

1,3

1,5

водонасыщенных

1,6

1,8

1

1,2

после длительного водонасыщения

1,3

1,5

0,8

0,9

 
  Источник: ГОСТ 9128-97.

 

С текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка добавок для дорожного строительства можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок модифицирующих добавок для дорожного строительства в России».

 

 

www.newchemistry.ru