АВТОПЛАСТИКИ на ВАЗе


В автомобилестроении пластмассы остаются вторым по значимости конструкционным материалом после металлов. Каковы современные тенденции, а также перспективы их применения в конструкции отечественных автомобилей?


 

       Использование пластмасс в автопроме обусловлено комплексом преимуществ, свойственных современным композициям, таким, как малый вес, достаточно высокий уровень физико-механических, технологических и функциональных свойств, обеспечивающих высокие потребительские свойства изделий из пластмасс, а также простота переработки и утилизации для многих композиций.
       Доля применения пластмасс в конструкции автомобиля LADA KALINA представлена на рисунке:

Состав автомобиля LADA KALINA по видам материалов

         Если от относительных единиц перейти к абсолютным, то мы увидим, что эта величина составляет для новых моделей LADA около 94 кг и находится на уровне зарубежных аналогов.

       Далее представлена динамика потребления пластмасс ОАО «АВТОВАЗ». Уровень на 2007 г составил более 60 тыс. тонн/год.

Динамика потребления пластмасс ОАО «АВТОВАЗ»

        Мы попытались спрогнозировать два сценария развития потребности ОАО «АВТОВАЗ» на период до 2020 г. Первый вариант - экстенсивный подразумевает небольшое увеличение доли пластмасс в конструкции автомобиля с увеличением объемов в основном за счет перераспределения модельного ряда и увеличения объемов выпуска, второй - более смелый, связан с изменением идеологии проектирования и более широким применением пластмасс для лицевых деталей кузова и теплонагруженных изделий подкапотного пространства.

Прогноз потребления пластмасс ОАО «АВТОВАЗ» в период 2008-2020 гг., тыс. т/год

       Для более детального анализа вернемся в 2007 г. Распределение пластмасс, применяемых в конструкции автомобилей LADA, представлено на рисунке:

 

       Видно, что бесспорное лидерство принадлежит полипропиленам, и эта тенденция будет продолжаться, за счет увеличения их доли в деталях интерьера и экстерьера. Так же, будет увеличиваться применение полиамидов в деталях подкапотного пространства, топливных системах и возможно окрашиваемых деталях, в случае развития темы пластмассового топливного бака прогнозируется увеличение применения полиэтиленов.
       Исходя из опыта последних лет, прогнозируется увеличение объема применения тепло и светостойких АБС пластиков с возможной заменой дорогостоящих смесевых композиций ПК-АБС.
       Очевидно, будет минимизироваться содержание полиуретанов и поливинилхлоридов, в связи с трудностью их утилизации.
       Ниже представлена эволюция применения полипропиленов в ОАО «АВТОВАЗ».

Динамика применения полипропиленов

       Можно сказать, что второе дыхание приходит к этой группе материалов вместе с расширением применения вспененных полипропиленов для энергопоглощающих элементов. Мы тоже начали их применение, но оно сдерживается отсутствием отечественного производства материалов.

 

Каковы же тенденции развития требований к автомобилю, и как следствие, к узлам и агрегатам?
 

 

       Примером эволюции применения и совершенствования требований к пластмассам, примененным в конструкции автомобиля, может служить LADA PRIORA.


НОВЫЕ ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В АВТОМОБИЛЕ LADA PRIORA.

        Для успешного развития описанных сценариев необходимо развитие отечественной сырьевой базы и производства композиций с заданными свойствами. Основные задачи изложены в проекте «Межотраслевой программы на период до 2015 г.» подготовленной специалистами ОАО «АВТОВАЗ» с привлечением институтов и производителей. Программа прошла 3 слушания в Минпромэнерго и в первой декаде октября планируется расширенное и я думаю финальное совещание на базе ОАО «АВТОВАЗ» для окончательного согласования и начала утверждения этой программы.

 

      По материалам доклада С.Р. Аманова, директора технического центра «АВТОВАЗ» на Круглом столе по химическому Форсайту, прошедшем в рамках выставки «ХИМИЯ-2007