ПОЧЕМУ АНТИОБЛЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ ЗАКУПАЛИСЬ ЗА РУБЕЖОМ?


Предновогодний транспортный коллапс, парализовавший работу аэропорта «Шереметьево», как было озвучено, был вызван нехваткой противооблединительной жидкости (ПОЖ). По словам менеджеров «Аэрофлота» эта жидкость поставлялась из Германии.


 

Мы задались вопросом, почему возникла ситуация дефицита столь простого продукта. Почему страна, которая экспортирует моноэтиленгликоль (основное сырье для производства ПОЖ) импортирует жидкость, которая получается разбавлением этого самого МЭГ? В данной теме нам помогли разобраться те, кто напрямую связаны с производством ПОЖ. В России

 

NEWCHEMISTRY: Налажено ли в России производство ПОЖ?

 

НПП "Арктон", г.Нижнекамск: В России с производством ПОЖ все в порядке. Наша компания успешно существует с 1993 года, являясь поставщиком спецжидкостей для нужд Министерства Обороны РФ. ПОЖ "Арктика ДГ" применяется в большинстве аэропортов России и ближнего зарубежья. Мы производим и поставляем охлаждающую и тормозную жидкости на конвейер автозавода КамАЗ. В разработке и на испытаниях находятся несколько новых спецжидкостей для авиации и автомобильного транспорта.

 

ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: В России налажено производство противообледенительных жидкостей, которые соответствуют мировым стандартам.

Наша компания существует уже 15 лет, выпускает противообледенительная 'OCTAFLO EG' 100% жидкость для наземной обработки воздушных судов. ПОЖ вырабатывается нашим предприятием из отечественного сырья (этиленгликоль) по технологии и рецептуре фирмы 'OCTAGON PROCESS INC.' (США), согласованной ГосНИИ ГА.

'OCTAFLO EG' предназначена для удаления снега, льда, инея и других видов льдообразований с поверхности воздушного суда, а также для предупреждения обледенения воздушного судна после удаления льдообразований.

 

NEWCHEMISTRY: Каких классов ПОЖ производятся в России, и какие ПОЖ импортируются?

 

НПП "Арктон", г.Нижнекамск: Существует четыре класса ПОЖ. Мы производим противообледенительную жидкость класса 1 - Арктика ДГ для удаления и краткосрочного предохранения от снежно-ледяных образований с наружных поверхностей воздушных судов. В состав жидкости входит водный раствор диэтиленгликоля 65% с комплексом противокоррозионных присадок и поверхностно-активных веществ.

 

ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: При существующих четырех типах ПОЖ, в России производятся два из них (1 и 4 типа ПОЖ), остальные импортируются. Так как наша компания работает по американским технологиям, то мы являемся единственными в России, кто производит ПОЖ типа 2 и 4.

 

NEWCHEMISTRY: В России масса производителей антифризов для автомобилей и для отопления. Чем принципиально отличается состав ПОЖ для самолетов от автомобильных антифризов?

 

НПП "Арктон", г.Нижнекамск: Главным отличием является принципы применения двух этих жидкостей. Автомобильные антифризы применяются для двигателей внутреннего сгорания, а ПОЖ используется для наружной обработки самолетов для удаления снежных и ледяных отложений.

 

ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: Принципиальность в различии составов связано с их функциональным назначением. Основным является различие в присадках жидкостей.

Антифризы для автомобилей служат для охлаждения двигателей при их перегреве, а противообледенительные жидкости защищают от обледенения. Присадки для ПОЖ, которые относятся ко 2 или 4 типу не разрабатываются в России.

 

NEWCHEMISTRY: Почему производители антифризов для автомобилей не идут на рынок ПОЖ для самолетов?

 

НПП "Арктон", г.Нижнекамск: Для того, что бы производителям антифризов перейти на рынок ПОЖ необходимо выдержать сложную систему сертификации, а на это готов не каждый. Так же объемы производства антифризов сильно отличны от объемов ПОЖ и для того, что бы производителям автохимии перейти на рынок ПОЖ для самолетов необходимо менять организацию производства.

 

NEWCHEMISTRY: А можно ли оценить размеры объемов потребления ПОЖ?

 

НПП "Арктон", г.Нижнекамск: Нет, определенных объемов потребления не существует. Все зависит от погодных условий и количества вылетов из того или иного аэропорта.

 

ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: Объемы у всех разные, все зависит от ситуации. Так, например, когда возник транспортный коллапс в одном из аэропортов, в связи с тем, что немецкие производители не справились с заказами, на нас обрушились заявки по ПОЖ 2 и 4 типов, так как в России их производим только мы.

 

NEWCHEMISTRY: А по цене импортные и отечественные ПОЖ сильно отличаются?

 

НПП "Арктон", г.Нижнекамск: ПОЖ российского производства стоят около 40 тысяч рублей за тонну, в свою очередь импортные ПОЖ на 15 тысяч рублей дороже.

 

NEWCHEMISTRY: Есть ли спрос на ПОЖ российских производителей?

 

НПП "Арктон", г.Нижнекамск: До того, как на рынке появились немецкие производители, вся Россия пользовалась отечественными антиобледенительными жидкостями. С появлением компании Clariant московские аэропорты стали отдавать предпочтение им. Хотя стандарты этих жидкостей ничем не отличаются. Российские производители не пропали с данного рынка. Они существуют в регионах.

 

ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: ПОЖ российского производства пользуется спросом у определенных компаний. Московские компании предпочитают ПОЖ немецких производителей в надежде на лучшее качества. Так же иностранные авиакомпании заключают контракты на обслуживание с европейскими производителями, которые больше подходят им по определенным параметрам. Вот и приходится российским компаниям по обслуживанию самолетов подстраиваться под них.

 

NEWCHEMISTRY: Почему возникла ситуация дефицита столь простого продукта из-за которого работа аэропорта «Шереметьево» была парализована?

 

НПП "Арктон", г.Нижнекамск: Ситуация, которая сложилась в «Шереметьево» возникает крайне редко. Не ожидая подобных погодных условий, компании не позаботились о закупки необходимого количества дорогостоящих средствах от обледенения. А существующие запасы ПОЖ не были рассчитаны на длительные сроки транспортного коллапса.

 

ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: Подобная ситуация возникла в связи с нестандартными погодными условиями. Вся Европа была завалена снегом уже в ноябре, хотя для нее это не свойственно. Clariant к тому времени распродала все запасы ПОЖ европейским авиакомпаниям. Вот и возникла подобная ситуация. Что бы разгрузить «Шереметьево», ПОЖ начали закупать у нас, как у единственных производителей в России типов 2 и 4.

 

Светлана Коротаева

www.newchemistry.ru