ПОЧЕМУ АНТИОБЛЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ ЗАКУПАЛИСЬ ЗА РУБЕЖОМ? |
Предновогодний транспортный коллапс, парализовавший работу аэропорта «Шереметьево», как было озвучено, был вызван нехваткой противооблединительной жидкости (ПОЖ). По словам менеджеров «Аэрофлота» эта жидкость поставлялась из Германии. |
Мы задались вопросом, почему возникла ситуация дефицита столь простого продукта. Почему страна, которая экспортирует моноэтиленгликоль (основное сырье для производства ПОЖ) импортирует жидкость, которая получается разбавлением этого самого МЭГ? В данной теме нам помогли разобраться те, кто напрямую связаны с производством ПОЖ. В России
NEWCHEMISTRY: Налажено ли в России производство ПОЖ?
НПП "Арктон", г.Нижнекамск: В России с производством ПОЖ все в порядке. Наша компания успешно существует с 1993 года, являясь поставщиком спецжидкостей для нужд Министерства Обороны РФ. ПОЖ "Арктика ДГ" применяется в большинстве аэропортов России и ближнего зарубежья. Мы производим и поставляем охлаждающую и тормозную жидкости на конвейер автозавода КамАЗ. В разработке и на испытаниях находятся несколько новых спецжидкостей для авиации и автомобильного транспорта.
ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: В России налажено производство противообледенительных жидкостей, которые соответствуют мировым стандартам. Наша компания существует уже 15 лет, выпускает противообледенительная 'OCTAFLO EG' 100% жидкость для наземной обработки воздушных судов. ПОЖ вырабатывается нашим предприятием из отечественного сырья (этиленгликоль) по технологии и рецептуре фирмы 'OCTAGON PROCESS INC.' (США), согласованной ГосНИИ ГА. 'OCTAFLO EG' предназначена для удаления снега, льда, инея и других видов льдообразований с поверхности воздушного суда, а также для предупреждения обледенения воздушного судна после удаления льдообразований.
NEWCHEMISTRY: Каких классов ПОЖ производятся в России, и какие ПОЖ импортируются?
НПП "Арктон", г.Нижнекамск: Существует четыре класса ПОЖ. Мы производим противообледенительную жидкость класса 1 - Арктика ДГ для удаления и краткосрочного предохранения от снежно-ледяных образований с наружных поверхностей воздушных судов. В состав жидкости входит водный раствор диэтиленгликоля 65% с комплексом противокоррозионных присадок и поверхностно-активных веществ.
ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: При существующих четырех типах ПОЖ, в России производятся два из них (1 и 4 типа ПОЖ), остальные импортируются. Так как наша компания работает по американским технологиям, то мы являемся единственными в России, кто производит ПОЖ типа 2 и 4.
NEWCHEMISTRY: В России масса производителей антифризов для автомобилей и для отопления. Чем принципиально отличается состав ПОЖ для самолетов от автомобильных антифризов?
НПП "Арктон", г.Нижнекамск: Главным отличием является принципы применения двух этих жидкостей. Автомобильные антифризы применяются для двигателей внутреннего сгорания, а ПОЖ используется для наружной обработки самолетов для удаления снежных и ледяных отложений.
ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: Принципиальность в различии составов связано с их функциональным назначением. Основным является различие в присадках жидкостей. Антифризы для автомобилей служат для охлаждения двигателей при их перегреве, а противообледенительные жидкости защищают от обледенения. Присадки для ПОЖ, которые относятся ко 2 или 4 типу не разрабатываются в России.
NEWCHEMISTRY: Почему производители антифризов для автомобилей не идут на рынок ПОЖ для самолетов?
НПП "Арктон", г.Нижнекамск: Для того, что бы производителям антифризов перейти на рынок ПОЖ необходимо выдержать сложную систему сертификации, а на это готов не каждый. Так же объемы производства антифризов сильно отличны от объемов ПОЖ и для того, что бы производителям автохимии перейти на рынок ПОЖ для самолетов необходимо менять организацию производства.
NEWCHEMISTRY: А можно ли оценить размеры объемов потребления ПОЖ?
НПП "Арктон", г.Нижнекамск: Нет, определенных объемов потребления не существует. Все зависит от погодных условий и количества вылетов из того или иного аэропорта.
ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: Объемы у всех разные, все зависит от ситуации. Так, например, когда возник транспортный коллапс в одном из аэропортов, в связи с тем, что немецкие производители не справились с заказами, на нас обрушились заявки по ПОЖ 2 и 4 типов, так как в России их производим только мы.
NEWCHEMISTRY: А по цене импортные и отечественные ПОЖ сильно отличаются?
НПП "Арктон", г.Нижнекамск: ПОЖ российского производства стоят около 40 тысяч рублей за тонну, в свою очередь импортные ПОЖ на 15 тысяч рублей дороже.
NEWCHEMISTRY: Есть ли спрос на ПОЖ российских производителей?
НПП "Арктон", г.Нижнекамск: До того, как на рынке появились немецкие производители, вся Россия пользовалась отечественными антиобледенительными жидкостями. С появлением компании Clariant московские аэропорты стали отдавать предпочтение им. Хотя стандарты этих жидкостей ничем не отличаются. Российские производители не пропали с данного рынка. Они существуют в регионах.
ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: ПОЖ российского производства пользуется спросом у определенных компаний. Московские компании предпочитают ПОЖ немецких производителей в надежде на лучшее качества. Так же иностранные авиакомпании заключают контракты на обслуживание с европейскими производителями, которые больше подходят им по определенным параметрам. Вот и приходится российским компаниям по обслуживанию самолетов подстраиваться под них.
NEWCHEMISTRY: Почему возникла ситуация дефицита столь простого продукта из-за которого работа аэропорта «Шереметьево» была парализована?
НПП "Арктон", г.Нижнекамск: Ситуация, которая сложилась в «Шереметьево» возникает крайне редко. Не ожидая подобных погодных условий, компании не позаботились о закупки необходимого количества дорогостоящих средствах от обледенения. А существующие запасы ПОЖ не были рассчитаны на длительные сроки транспортного коллапса.
ЗАО "ОКТАФЛЮИД", г.Москва: Подобная ситуация возникла в связи с нестандартными погодными условиями. Вся Европа была завалена снегом уже в ноябре, хотя для нее это не свойственно. Clariant к тому времени распродала все запасы ПОЖ европейским авиакомпаниям. Вот и возникла подобная ситуация. Что бы разгрузить «Шереметьево», ПОЖ начали закупать у нас, как у единственных производителей в России типов 2 и 4.
Светлана Коротаева |