НЕФТЬ, БЕНЗИН И ЭТАНОЛ – тревожные факты 2011 года


Политические события в нефтяных странах Северной Африки и Ближнего Востока в начале 2011 года опять всколыхнули весь мир.


 

Рост цен на нефть, которого не смогли спрогнозировать ведущие аналитические компании мира, по сколько никто не  в состоянии предвидеть политические события, заставил мир опять почувствовать существенные тенденции роста энергоносителей.   В 2010 году, когда на Ближнем Востоке еще было спокойно, крупные западные банки и консалтинговые компании прогнозировали, что цена за баррель североморской нефтяной смеси марки Brent в 2011 году составит порядка 90 долларов. Этот прогноз почти на 19 долларов за баррель выше фактической среднегодовой цены на нефть в 2010 году. Однако оценки выросли лишь незначительно - всего на 1,5-2 процента по итогам событий в Тунисе в декабре, но в корне поменялись после смены режима в Египте и в ходе имеющих место волнений в Ливии. Нынешние прогнозы цен на Brent в 2011 году выросли на 20 процентов относительно ожиданий в середине 2010 года. По состоянию на 6 марта 2011 года  текущая  цена  нефти на Brent  составляет - 115,97$/барр., цена нефти на WTI104.42 $/барр.

Цены на нефть по мере усиления волнений на Ближнем Востоке будут расти за счет текущего сокращения добычи сырья в Ливии, хотя его и пытается компенсировать Саудовская Аравия, и ожидаемого увеличивающегося спроса на нефть на мировом рынке в связи с началом автомобильного сезона.  По прогнозам  EIA  в 2011 году мировой спрос на нефть увеличится почти на 1,5 миллиона баррелей в сутки - до 88 миллионов баррелей.

Суммарные доказанные запасы нефти Туниса, Египта, Ливии и Омана, по данным EIA, находятся на уровне почти 54 миллиардов баррелей, что составляет порядка 7.0 миллиарда тонн. При этом наибольшие запасы приходятся на Ливию - 43,66 миллиарда баррелей. Примечание: Разведанные запасы нефти в мире  составляют (на 2004г.) -210 млрд. тонн. (1200 млрд. баррелей).

 

Страна

Запасы (млрд. барр.)

Добыча (млн. барр./день)

Потребление (млн. барр./день)

Ливия

43,66

1,65

0,264

Египет

3,7

0,74

0,562

Тунис

0,43

0,088

0,086

Оман

5,6

0,81

0,055

 

С 2002 года цены на нефть в мире имеют лишь повышательный тренд, в частности за счет увеличения спроса на сырье и войны в Ираке. За восемь лет цены выросли в 3 раза. В этот период самая высокая среднегодовая цена за баррель нефти наблюдалась в 2008 году - 91,48 доллара, после чего в 2009 году на фоне мировой рецессии она упала до 53,5 доллара. В этом году аналитики прогнозируют значительное превышение цен на нефть уровня 2008 года.

Высокая цена на нефть сорта  Brent  в Европе способствовала росту мартовской цены бензина 10 ppm  в Роттердаме  до - 938 $/mt, что на 104 $/mt  дороже  цены бензина 10 ppm  средины февраля 2011 года. Цены бензина на АЗС мира в конце февраля начале марта становили: США (Regular) - $0.89/litr, Германия (Super 95) - $2.09/litr, Польша (Super 95) - $1.72/litr, Россия (А-95) - $0.89/litr, Украина (А-95) - $1.15/litr.

Цена бензина 10 ppm, MTBE, ETBE на FOВ Северно-Западная Европа ($mt)

Коэффициенты факторы  за октябрь  2010 – февраль 2011 г.г.

      Таблица 1


п.п.

Дата

10 ppm

МТВЕ

Коэффициент
фактор

ЕТВЕ

Коэффициент
фактор

1

12.10.10

790.0

890.0

1.13

1090.0

1.38

2

09.11.10

784.0

875.0

1.12

991.0

1.26

3

27.01.11

825.0

956.0

1.16

1166.0

1.41

4

14.02.11

834.0

981.0

1.18

1181.0

1.42

      Источник: Platts, собственные расчеты.

Цены на MTBE в  Европе по существу продиктованы  ценами  бензина 10 ppm  (Super 95) в период между серединой ноября   к середине февраля.  Коэффициент  фактор, между этими двумя нефтепродуктами, есть  относительно устойчивым, хотя и держится  на низких уровнях (1.12 -1.18).  Этот низкий факторный уровень коэффициента в Европе  не способствовал увеличению  импорта  МТВЕ со  стран Персидского Залива.

Цена на ЕТВЕ в Европе  была довольно высокая, а с начала 2011 года  перешла рубеж 1100 долларов за тонну.  На цену ЕТВЕ влияют следующие факторы:

 1) высокая  цена  этанола в Европе (Т2 цена после оплаты налогов), которая  составляла  свыше 1100 долларов за тонну;

 2) увеличение потребление ЕТВЕ для производства бензинов, уменьшая при этом потребление МТВЕ, что вытекает с Директивы 2009/28/ЕС. Коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин составлял 1.26 – 1.42.

Цена бензина А-95, MTBE, метанола в России ($mt).
Коэффициент фактор  МТВЕ - бензин А-95  за  ноябрь 2010 –февраль 2011 г.г.

        Таблица 2

Дата

Бензин А-95

МТВЕ

Коэффициент

Метанол

1

18.11.2010

850.0

993.0

1.17

245.0

2

20.12.2010

860.0

993.0

1.15

249.0

3

27.01.2011

935.0

1043.0

1.11

243.0

4

14.02.2011

951.0

1063.0

1.12

248.0

                       Источник: www.nge.ru, www.himtrade.ru

В таблице 2 приведены цены на бензин А-95, МТВЕ, метанол на российском рынке в период с ноябрь 2010  по февраль 2011 г.г.  В  Европе существует пропорциональная зависимость  цены бензина от цены  МТВЕ.  В России за тот же период,  цена бензина А-95 увеличилась   почти на 100 долларов за тонну, а цена МТВЕ  увеличилась на 70 долларов за тонну.  Цена метанола  в России, используемого для производства МТВЕ, практически не изменилась за  4 месяца, в тоже время цена метанола в Роттердаме увеличилась на 41  доллар.

Обзор европейских цен на топлива,  приведенный в таблице 3, за период  с ноября 2010 года по февраль 2011 года,  показывает, что при росте стоимости нефти сорта Brent на 17.73  доллара за баррель (17.4%), стоимость:

 а) бензина увеличилась на  43 доллара за тонну (5.2%);

 б) МТВЕ увеличилась на 91 долларов за тонну (9.3);

 в)  ЕТВЕ увеличилась на 91 долларов за тонну (7.7%);

 г) этанола Т1 увеличилась на 66  долларов за тонну (7.4%);

 д) метанола увеличилась на 41 долларов за тонну (9.5%).

Цена топлива на  FOB NWE ARA  ($mt) ноябрь 2010 – февраль 2011 г.г.

      Таблица 3

 

Наименование

12.10.2010

09.11.2010

27.01.2011

14.02.2011

1.

Brent   $barr

 83.70

88.46

97.91

101.43

2.

Gasoline 10 ppm

 790.0

784.0

825.0

833.0

3.

MTBE

 890.0

875.0

956.0

981.0

4.

Methanol  T1

 387.0

387.0

422.0

428.0

5.

ETBE

 1090.0

991.0

1166.0

1181.0

6.

Ethanol    T1

 827.0

846.0

 877.0

893.0

7.

Ethanol    T2

 1067.0

1085.0

1117.0

1122.0

                  Источник:  Platts, собственные расчеты

Топливный этанол (Fuels Ethanol) - наиболее  емкий продукт, который добавляется к бензину, составлял в 2009 году – 6.0% от мирового потребления бензина (см. табл.4). Мировое потребление топливного этанола в 2009 году составило около 74.0 млрд. литров (58.65 млн. тонн). Согласно информации  ww.worldbioplats.com  сегодня  в мире насчитывается – 575 заводов по производству этанола, общей  производительностью – 80.631 млн. тонн. Основное сырье, для производства этанола – сахарный тростник, кукуруза, сахарная свекла, пшеница и др.

The Global Renewable Fuels Alliance (GRFA)  предсказывает, что глобальное производство этанола в 2010 году достигнет -  85.9 миллиардов литров (68.17 млн. тонн), что составит прирост производства  на 16.3 процентов до 2009 года (см. табл.4).  По информации GRFA в этом году производство этанола заменит  потребность в 370.0 миллионах эквивалентных баррелей нефти (50.68 млн. тонн).  В Германии в 2009 году  потребления биоэтанола  увеличилось  на 44%, а в 2010 году ежемесячное потребление биоэтанола становило  около 83000 тонн, что равно – 5.5% от месячного потребления бензина.  Польские НПЗ уже в 2011 году  подали заявки на   поставки биоэтанола:  Lotos – 4000 тонн в месяц, Orlen – 10000 тонн в месяц.

В таблицах 4 и 5 -  приведены объемы потребления топливного этанола и бензина в мире, а также цены на 21 февраля 2011 г. Сегодня топливный  этанол является - мировой энергетической составляющей и  замещает более 1 млн. баррелей в день, этанол  стал пусть пока слабой, но единственной альтернативой нефти.

Мировое потребление этанола и бензина  (млн. тонн).

        Таблица 4

Год.

Потребление этанола

Потребление бензина

Экономия бензина

Экономия нефти

1

2008

61.28

995.7

37.3

45.5

2

2009

58.65

975.1

35.7

43.6

3

2010 (план)

68.17

-

-

50.68

 

Стоимость литра  биоэтанола и бензина в мире (21 февраля  2011):

       Таблица 5

Этанол (Т2) Роттердам

Этанол Бразилия

Этанол США

Этанол Украина

Бензин Regular США

Бензин А-95 (Украина)

Бензин Super 95 10ppm (Германия)

$0,875

$0,802

$0,672

$0,89

$0,84

$1,11

$ 2,05

           

В начале марта 2011 года в ряде европейских СМИ  было два,  на мой взгляд,  интересных сообщений на тему этанола:

(1) Spot T1 ethanol in Northwest Europe hit a new historic high Thursday. The product was assessed by Platts at $736/cu m   market close, the highest level since records began in July 2008.

(2) В Германии приостановлена дальнейшая поставка на автозаправки нового, более экологически чистого бензина Е10 - из-за отсутствия спроса. 

Две на один взгляд противоречивые проблемы прошедшего четверга – рост цен на топливный этанол, с одной стороны, и отказ владельцев автомобилей от топлива Е10 (90% бензин + 10% этанол), с другой стороны – в действительности являются факторами одной цепи. Для того чтобы замкнуть проблему, сюда следует добавить информацию о том, что в пятницу 4 марта 2011, цена на кукурузу на Чикагской бирже достигла исторического максимума – 7.34 $/bhl (доллара за бушель; 1 бушель зерна кукурузы ≈ 25.4 кг) или 7.34 $/bhl : 25.4 kg/bhl * 1000 kg/mt = 289 $/mt .  

Для того, чтобы понять, почему все эти события взаимосвязаны не только информационно, но и экономически, достаточно выстроить рыночную цепочку: сырьё (кукуруза) → производство (биоэтанол) → потребление (этанольная смесь). Далее отслеживаем и анализируем цепочку от входа (зерно) до выхода (Е10).

Кукуруза. Итак, цена кукурузы достигла рекордной величины. В июне 2008 (т.е. накануне сбора нового урожая – хотя пик мирового продовольственного кризиса 2008 года пришёлся на март-апрель 2008, цены на зерновые остановили рост только в июле, вместе с началом сбора нового урожая) цена зерна кукурузы в Чикаго достигла 6.75 $/bhl и далее оказалась неприспособленной для инфляции. На рост цен на кукурузу влияет два фактора:

1) прогнозируемые низкие глобальные переходящие запасы, т.е. если выразится русским языком – потребление превышает производство;

2) высокие цены на нефть, которые  увеличивают цены  топливного этанола на 5-10%.

Касательно цены на кукурузу, а точнее её сезонного фактора – сбор урожая кукурузы в Южной Америке начнётся ориентировочно с 10 марта (по аналогии к северному полушарию, например, в Украине 10 сентября + 6 месяцев). Дополнительные объёмы экспортных потоков зерна кукурузы ограничат экспорт американской кукурузы, что будет способствовать снижению цены в самих США.

Дополнительно к этому в текущем году USDA начало информационную поддержку, объявив раньше времени планируемые площади посевов кукурузы в США в 2011 на уровне 92 млн. акров или +4.3% площадей (приблизительно +1.6 млн. га). Этих площадей при анализе нетто-варианта будет недостаточным для полного покрытия мирового дефицита в кукурузе,   дополнительное производство при урожайности 156 bhl/акр (≈ 98 ц/га) в 1.6*9.8= 15 млн.т.   То есть,  это   замещение полного украинского производства кукурузы,   при объёме внешней торговли в 2010/11 МГ в 90 млн. тонн.

Таким образом, цена кукурузы сегодня показывает свой максимум, и нет никаких оснований говорить о том, что этот максимум, с точки зрения производства, будет поддерживаться.

Этанол. Касательно вопросов производства этанола, то в этом вопросе следует ввести ещё такое понятие как направления использования этилового спирта.  Речь идёт не о питьевом,  а об индустриальном этаноле. Этиловый спирт в зимнее время в значительных количествах используется ещё для изготовления моющих средств, производство которых, как правило, заканчивается 10-15 марта. Для производства моющих средств используется синтетический этанол, но через индустриальное (не топливное) потребление происходит его замещение. Т.е. в настоящее время нагрузка на отрасль максимальная. Однако в период 15.марта по 15.мая рынок освободит значительные объёмы этанола, т.к. летнее потребление бензина начнёт сезон только 15 мая (с учётом оптовых закупок – это последние числа апреля). Такое перераспределение в ближайшее время  даст возможность, понизить   цены   на  биоэтанол и здесь нельзя будет говорить, что этому поспособствовал отказ на Е10 в Германии.

Таким образом, спрос на этанол в начале марта достиг своего максимум и далее последует давление объёмов перепроизводства (излишков) на потребительский рынок.  То есть,  причин роста цен на этанол, по крайней мере, до мая 2011, не будет.  Даже напротив –  можно прогнозировать  падение, и такое падение может составить 15- 20%.

Потребление. Итак, этанолом рынок залит. Избыточные американские объёмы производства этанола США перебросили в Европу в форме смеси Е10. Почему не чистый этанол? Да, очень просто – ввозная пошлина на этанол составляет 10.2 €/hl (138 $/м3) для денатурированного и 192 €/hl (260 $/м3) для не денатурированного этанола. Смесь Е10 ввозится под код, соответствующий ставке ввозной пошлины 6.85% или 736 $/м3 * 6.85% = 50 $/м3. Цифра затрат 50 $ против 138 $ ил 260 $ о чём-то говорит?

Но это математика, т.е. теория. А есть ещё практика. Практика – это спецификации топлива. Американские поставки, само собой,  разумеется, исполняются под американские стандарты. Даже если потребительские стандарты и были адаптированы к европейским нормам, перестроить производство переработки нефти в США, созданное под американские стандарты, никто не выполнял и выполнять не будет. Как результат, Европу залили не этанолом, из которой сделали смесь Е10, а смесью Е10, которая не соответствует европейским понятиям качества.

Ну, а далее,  последовал целый ряд технических, психологических и других факторов. Америка не желает покупать чужое – желает только продавать своё. Тогда почему европейские потребители должны соглашаться на американские нефтепродукты, если сами США не являются нефтедобывающей страной? Пусть  поставляют чистый этанол для производства биотоплива  в Европе. Конечно же,  мнением потребителей в Германии относительно Е10,  кто-то с  крупных   бизнес-кругов  хорошенько по управлял. И правильно сделал, таким образом,  создав прецедент   на  крупном европейском рынке (см. табл.6).

Уменьшение использования бензина, за счет потребления этанола в США, странах ЕС, в том числе Германии в 2009 году (млн. тонн)

Таблица 6

Страны

Потребление бензина (всего)

Потребление этанола

Использование бензин бензин - этанол

1

США

385.9

38.9

347.0

2

ЕС

112.5

3.4

109.1

3

в т.ч. Германия

20.2

0.9

19.3

 

Хотя при этом немецкое сознание отбросили на несколько лет назад, поскольку потребители бензина в Германии не склонны разбираться о преимуществах и недостатках смесей, но поняли: Е10 – это плохо. Теперь, чтобы развернуть сознание в пользу мировых экономических проблем потребуется не менее 5 лет. Немецкие социологи поняли ошибку и, как написано в статье: «… эксперт Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудиа Кемферт назвала приостановку поставок Е10 неприемлемой. «Мы должны срочно уходить от использования нефти».

От 60% до 70% автомобилистов отказываются переходить на новое топливо, опасаясь, несмотря на все успокоительные заверения экспертов, испортить моторы своих машин. Они недовольны также тем, что расход Е10 заметно выше, и потому предпочитают заправлять   более дорогим бензином А-98. из-за резко возросшего спроса на Super Plus нефтезаводы не успевают справляться с заказами. Зато бензином Е10 топливные хранилища безнадежно переполнены, поскольку почти никто не хочет его покупать. Как отмечает DAPD, особой спешки с введением Е10 на самом деле нет, поскольку в обязательном порядке в соответствии с решением ЕС он должен быть введен лишь с 2013 года.

Super E10 - новый вид бензина. Содержание биоэтанола в нем увеличено вдвое. Это сделано из экологических и экономических соображений.  Чистого бензина в Германии и других странах ЕС нет уже давно. До 1 января 2011 года самым дешевым бензином был Super, он же "95-й бензин". Только любознательные знали, что он содержит 5 процентов биоэтанола, как, впрочем, и все другие сорта бензина. Теперь вместо Super по решению Евросоюза будет продаваться Super E10.

Super Е10 должен помочь снизить вредоносность выхлопных газов, поскольку при сгорании этанола в атмосферу выбрасывается лишь то количество СО2, которое было поглощено растениями, пока они росли. Кроме того, использование Super Е10 призвано снизить расход нефти в Евросоюзе. К 2020 году "озелененное" топливо должно составлять десять процентов горючего, потребляемого в ЕС.

Затею с Super Е10   большинство  автолюбителей   Германии  встретили   в штыки. Ведь по данным Федерального автомобильного ведомства (KBA), Super E10 нельзя заливать в баки четырех миллионов машин, то есть,  каждой десятой с  стоящих на учете в  Германии. 

Этанол опасен для алюминиевых и резиновых деталей следующих  машин: Mercedes C 200 CGI и CLK 200 CGI выпуска 2002-2005 годов,  Opel Vectra, Signum, Zafira с моторами 2.2-Direct-Motor, Citroën и Nissan (до 2000 года выпуска), Mitsubishi с моторами GDI и др. Автомобильные клубы выпустили списки машин, которые нельзя заправлять бензином Super Е10. Но гарантии того, что для вашей машины это не опасно, никто не даст, потому что неизвестно, какие узлы и детали были использованы, например, при ее ремонте.

Опасаясь печальных последствий, многие заливают в баки Super Plus ("98-й бензин"), содержащий пять процентов биоэтанола. Автолюбители готовы даже смириться с тем, что он на 8-10 процентов дороже, чем Super Е10.

Таким образом, экономическая ошибка Европы с поставками американских смесей Е10 в страны ЕС ещё долгим эхом будет отражаться на биотопливных целях. Если брать, в общем, то я полагаю, что отказ немецких автомобилистов от Е10 – это «заказ» коммерческой структуры и топливного пула, направленный на защиту европейских мощностей нефтепереработки.

 

Евгений Пущик – зам. генерального директора НПФ «Турал-110»

6 марта 2011 года.

 

www.newchemistry.ru