НЕФТЬ, БЕНЗИН И ЭТАНОЛ – тревожные факты 2011 года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Политические события в нефтяных странах Северной Африки и Ближнего Востока в начале 2011 года опять всколыхнули весь мир. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рост цен на нефть, которого не смогли спрогнозировать ведущие аналитические компании мира, по сколько никто не в состоянии предвидеть политические события, заставил мир опять почувствовать существенные тенденции роста энергоносителей. В 2010 году, когда на Ближнем Востоке еще было спокойно, крупные западные банки и консалтинговые компании прогнозировали, что цена за баррель североморской нефтяной смеси марки Brent в 2011 году составит порядка 90 долларов. Этот прогноз почти на 19 долларов за баррель выше фактической среднегодовой цены на нефть в 2010 году. Однако оценки выросли лишь незначительно - всего на 1,5-2 процента по итогам событий в Тунисе в декабре, но в корне поменялись после смены режима в Египте и в ходе имеющих место волнений в Ливии. Нынешние прогнозы цен на Brent в 2011 году выросли на 20 процентов относительно ожиданий в середине 2010 года. По состоянию на 6 марта 2011 года текущая цена нефти на Brent составляет - 115,97$/барр., цена нефти на WTI – 104.42 $/барр. Цены на нефть по мере усиления волнений на Ближнем Востоке будут расти за счет текущего сокращения добычи сырья в Ливии, хотя его и пытается компенсировать Саудовская Аравия, и ожидаемого увеличивающегося спроса на нефть на мировом рынке в связи с началом автомобильного сезона. По прогнозам EIA в 2011 году мировой спрос на нефть увеличится почти на 1,5 миллиона баррелей в сутки - до 88 миллионов баррелей. Суммарные доказанные запасы нефти Туниса, Египта, Ливии и Омана, по данным EIA, находятся на уровне почти 54 миллиардов баррелей, что составляет порядка 7.0 миллиарда тонн. При этом наибольшие запасы приходятся на Ливию - 43,66 миллиарда баррелей. Примечание: Разведанные запасы нефти в мире составляют (на 2004г.) -210 млрд. тонн. (1200 млрд. баррелей).
С 2002 года цены на нефть в мире имеют лишь повышательный тренд, в частности за счет увеличения спроса на сырье и войны в Ираке. За восемь лет цены выросли в 3 раза. В этот период самая высокая среднегодовая цена за баррель нефти наблюдалась в 2008 году - 91,48 доллара, после чего в 2009 году на фоне мировой рецессии она упала до 53,5 доллара. В этом году аналитики прогнозируют значительное превышение цен на нефть уровня 2008 года. Высокая цена на нефть сорта Brent в Европе способствовала росту мартовской цены бензина 10 ppm в Роттердаме до - 938 $/mt, что на 104 $/mt дороже цены бензина 10 ppm средины февраля 2011 года. Цены бензина на АЗС мира в конце февраля начале марта становили: США (Regular) - $0.89/litr, Германия (Super 95) - $2.09/litr, Польша (Super 95) - $1.72/litr, Россия (А-95) - $0.89/litr, Украина (А-95) - $1.15/litr. Цена бензина 10 ppm, MTBE, ETBE на FOВ Северно-Западная Европа ($mt) Коэффициенты факторы за октябрь 2010 – февраль 2011 г.г. Таблица 1
Источник: Platts, собственные расчеты. Цены на MTBE в Европе по существу продиктованы ценами бензина 10 ppm (Super 95) в период между серединой ноября к середине февраля. Коэффициент фактор, между этими двумя нефтепродуктами, есть относительно устойчивым, хотя и держится на низких уровнях (1.12 -1.18). Этот низкий факторный уровень коэффициента в Европе не способствовал увеличению импорта МТВЕ со стран Персидского Залива. Цена на ЕТВЕ в Европе была довольно высокая, а с начала 2011 года перешла рубеж 1100 долларов за тонну. На цену ЕТВЕ влияют следующие факторы: 1) высокая цена этанола в Европе (Т2 цена после оплаты налогов), которая составляла свыше 1100 долларов за тонну; 2) увеличение потребление ЕТВЕ для производства бензинов, уменьшая при этом потребление МТВЕ, что вытекает с Директивы 2009/28/ЕС. Коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин составлял 1.26 – 1.42. Цена бензина А-95, MTBE, метанола в России ($mt). Таблица 2
Источник: www.nge.ru, www.himtrade.ru В таблице 2 приведены цены на бензин А-95, МТВЕ, метанол на российском рынке в период с ноябрь 2010 по февраль 2011 г.г. В Европе существует пропорциональная зависимость цены бензина от цены МТВЕ. В России за тот же период, цена бензина А-95 увеличилась почти на 100 долларов за тонну, а цена МТВЕ увеличилась на 70 долларов за тонну. Цена метанола в России, используемого для производства МТВЕ, практически не изменилась за 4 месяца, в тоже время цена метанола в Роттердаме увеличилась на 41 доллар. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор европейских цен на топлива, приведенный в таблице 3, за период с ноября 2010 года по февраль 2011 года, показывает, что при росте стоимости нефти сорта Brent на 17.73 доллара за баррель (17.4%), стоимость:
Цена топлива на FOB NWE ARA ($mt) ноябрь 2010 – февраль 2011 г.г. Таблица 3
Источник: Platts, собственные расчеты Топливный этанол (Fuels Ethanol) - наиболее емкий продукт, который добавляется к бензину, составлял в 2009 году – 6.0% от мирового потребления бензина (см. табл.4). Мировое потребление топливного этанола в 2009 году составило около 74.0 млрд. литров (58.65 млн. тонн). Согласно информации ww.worldbioplats.com сегодня в мире насчитывается – 575 заводов по производству этанола, общей производительностью – 80.631 млн. тонн. Основное сырье, для производства этанола – сахарный тростник, кукуруза, сахарная свекла, пшеница и др. The Global Renewable Fuels Alliance (GRFA) предсказывает, что глобальное производство этанола в 2010 году достигнет - 85.9 миллиардов литров (68.17 млн. тонн), что составит прирост производства на 16.3 процентов до 2009 года (см. табл.4). По информации GRFA в этом году производство этанола заменит потребность в 370.0 миллионах эквивалентных баррелей нефти (50.68 млн. тонн). В Германии в 2009 году потребления биоэтанола увеличилось на 44%, а в 2010 году ежемесячное потребление биоэтанола становило около 83000 тонн, что равно – 5.5% от месячного потребления бензина. Польские НПЗ уже в 2011 году подали заявки на поставки биоэтанола: Lotos – 4000 тонн в месяц, Orlen – 10000 тонн в месяц. В таблицах 4 и 5 - приведены объемы потребления топливного этанола и бензина в мире, а также цены на 21 февраля 2011 г. Сегодня топливный этанол является - мировой энергетической составляющей и замещает более 1 млн. баррелей в день, этанол стал пусть пока слабой, но единственной альтернативой нефти. Мировое потребление этанола и бензина (млн. тонн). Таблица 4
Стоимость литра биоэтанола и бензина в мире (21 февраля 2011): Таблица 5
В начале марта 2011 года в ряде европейских СМИ было два, на мой взгляд, интересных сообщений на тему этанола: (1) Spot T1 ethanol in Northwest Europe hit a new historic high Thursday. The product was assessed by Platts at $736/cu m market close, the highest level since records began in July 2008. (2) В Германии приостановлена дальнейшая поставка на автозаправки нового, более экологически чистого бензина Е10 - из-за отсутствия спроса. Две на один взгляд противоречивые проблемы прошедшего четверга – рост цен на топливный этанол, с одной стороны, и отказ владельцев автомобилей от топлива Е10 (90% бензин + 10% этанол), с другой стороны – в действительности являются факторами одной цепи. Для того чтобы замкнуть проблему, сюда следует добавить информацию о том, что в пятницу 4 марта 2011, цена на кукурузу на Чикагской бирже достигла исторического максимума – 7.34 $/bhl (доллара за бушель; 1 бушель зерна кукурузы ≈ 25.4 кг) или 7.34 $/bhl : 25.4 kg/bhl * 1000 kg/mt = 289 $/mt . Для того, чтобы понять, почему все эти события взаимосвязаны не только информационно, но и экономически, достаточно выстроить рыночную цепочку: сырьё (кукуруза) → производство (биоэтанол) → потребление (этанольная смесь). Далее отслеживаем и анализируем цепочку от входа (зерно) до выхода (Е10). Кукуруза. Итак, цена кукурузы достигла рекордной величины. В июне 2008 (т.е. накануне сбора нового урожая – хотя пик мирового продовольственного кризиса 2008 года пришёлся на март-апрель 2008, цены на зерновые остановили рост только в июле, вместе с началом сбора нового урожая) цена зерна кукурузы в Чикаго достигла 6.75 $/bhl и далее оказалась неприспособленной для инфляции. На рост цен на кукурузу влияет два фактора:
Касательно цены на кукурузу, а точнее её сезонного фактора – сбор урожая кукурузы в Южной Америке начнётся ориентировочно с 10 марта (по аналогии к северному полушарию, например, в Украине 10 сентября + 6 месяцев). Дополнительные объёмы экспортных потоков зерна кукурузы ограничат экспорт американской кукурузы, что будет способствовать снижению цены в самих США. Дополнительно к этому в текущем году USDA начало информационную поддержку, объявив раньше времени планируемые площади посевов кукурузы в США в 2011 на уровне 92 млн. акров или +4.3% площадей (приблизительно +1.6 млн. га). Этих площадей при анализе нетто-варианта будет недостаточным для полного покрытия мирового дефицита в кукурузе, дополнительное производство при урожайности 156 bhl/акр (≈ 98 ц/га) в 1.6*9.8= 15 млн.т. То есть, это замещение полного украинского производства кукурузы, при объёме внешней торговли в 2010/11 МГ в 90 млн. тонн. Таким образом, цена кукурузы сегодня показывает свой максимум, и нет никаких оснований говорить о том, что этот максимум, с точки зрения производства, будет поддерживаться. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этанол. Касательно вопросов производства этанола, то в этом вопросе следует ввести ещё такое понятие как направления использования этилового спирта. Речь идёт не о питьевом, а об индустриальном этаноле. Этиловый спирт в зимнее время в значительных количествах используется ещё для изготовления моющих средств, производство которых, как правило, заканчивается 10-15 марта. Для производства моющих средств используется синтетический этанол, но через индустриальное (не топливное) потребление происходит его замещение. Т.е. в настоящее время нагрузка на отрасль максимальная. Однако в период 15.марта по 15.мая рынок освободит значительные объёмы этанола, т.к. летнее потребление бензина начнёт сезон только 15 мая (с учётом оптовых закупок – это последние числа апреля). Такое перераспределение в ближайшее время даст возможность, понизить цены на биоэтанол и здесь нельзя будет говорить, что этому поспособствовал отказ на Е10 в Германии. Таким образом, спрос на этанол в начале марта достиг своего максимум и далее последует давление объёмов перепроизводства (излишков) на потребительский рынок. То есть, причин роста цен на этанол, по крайней мере, до мая 2011, не будет. Даже напротив – можно прогнозировать падение, и такое падение может составить 15- 20%. Потребление. Итак, этанолом рынок залит. Избыточные американские объёмы производства этанола США перебросили в Европу в форме смеси Е10. Почему не чистый этанол? Да, очень просто – ввозная пошлина на этанол составляет 10.2 €/hl (138 $/м3) для денатурированного и 192 €/hl (260 $/м3) для не денатурированного этанола. Смесь Е10 ввозится под код, соответствующий ставке ввозной пошлины 6.85% или 736 $/м3 * 6.85% = 50 $/м3. Цифра затрат 50 $ против 138 $ ил 260 $ о чём-то говорит? Но это математика, т.е. теория. А есть ещё практика. Практика – это спецификации топлива. Американские поставки, само собой, разумеется, исполняются под американские стандарты. Даже если потребительские стандарты и были адаптированы к европейским нормам, перестроить производство переработки нефти в США, созданное под американские стандарты, никто не выполнял и выполнять не будет. Как результат, Европу залили не этанолом, из которой сделали смесь Е10, а смесью Е10, которая не соответствует европейским понятиям качества. Ну, а далее, последовал целый ряд технических, психологических и других факторов. Америка не желает покупать чужое – желает только продавать своё. Тогда почему европейские потребители должны соглашаться на американские нефтепродукты, если сами США не являются нефтедобывающей страной? Пусть поставляют чистый этанол для производства биотоплива в Европе. Конечно же, мнением потребителей в Германии относительно Е10, кто-то с крупных бизнес-кругов хорошенько по управлял. И правильно сделал, таким образом, создав прецедент на крупном европейском рынке (см. табл.6). Уменьшение использования бензина, за счет потребления этанола в США, странах ЕС, в том числе Германии в 2009 году (млн. тонн) Таблица 6
Хотя при этом немецкое сознание отбросили на несколько лет назад, поскольку потребители бензина в Германии не склонны разбираться о преимуществах и недостатках смесей, но поняли: Е10 – это плохо. Теперь, чтобы развернуть сознание в пользу мировых экономических проблем потребуется не менее 5 лет. Немецкие социологи поняли ошибку и, как написано в статье: «… эксперт Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудиа Кемферт назвала приостановку поставок Е10 неприемлемой. «Мы должны срочно уходить от использования нефти». От 60% до 70% автомобилистов отказываются переходить на новое топливо, опасаясь, несмотря на все успокоительные заверения экспертов, испортить моторы своих машин. Они недовольны также тем, что расход Е10 заметно выше, и потому предпочитают заправлять более дорогим бензином А-98. из-за резко возросшего спроса на Super Plus нефтезаводы не успевают справляться с заказами. Зато бензином Е10 топливные хранилища безнадежно переполнены, поскольку почти никто не хочет его покупать. Как отмечает DAPD, особой спешки с введением Е10 на самом деле нет, поскольку в обязательном порядке в соответствии с решением ЕС он должен быть введен лишь с 2013 года. Super E10 - новый вид бензина. Содержание биоэтанола в нем увеличено вдвое. Это сделано из экологических и экономических соображений. Чистого бензина в Германии и других странах ЕС нет уже давно. До 1 января 2011 года самым дешевым бензином был Super, он же "95-й бензин". Только любознательные знали, что он содержит 5 процентов биоэтанола, как, впрочем, и все другие сорта бензина. Теперь вместо Super по решению Евросоюза будет продаваться Super E10. Super Е10 должен помочь снизить вредоносность выхлопных газов, поскольку при сгорании этанола в атмосферу выбрасывается лишь то количество СО2, которое было поглощено растениями, пока они росли. Кроме того, использование Super Е10 призвано снизить расход нефти в Евросоюзе. К 2020 году "озелененное" топливо должно составлять десять процентов горючего, потребляемого в ЕС. Затею с Super Е10 большинство автолюбителей Германии встретили в штыки. Ведь по данным Федерального автомобильного ведомства (KBA), Super E10 нельзя заливать в баки четырех миллионов машин, то есть, каждой десятой с стоящих на учете в Германии. Этанол опасен для алюминиевых и резиновых деталей следующих машин: Mercedes C 200 CGI и CLK 200 CGI выпуска 2002-2005 годов, Opel Vectra, Signum, Zafira с моторами 2.2-Direct-Motor, Citroën и Nissan (до 2000 года выпуска), Mitsubishi с моторами GDI и др. Автомобильные клубы выпустили списки машин, которые нельзя заправлять бензином Super Е10. Но гарантии того, что для вашей машины это не опасно, никто не даст, потому что неизвестно, какие узлы и детали были использованы, например, при ее ремонте. Опасаясь печальных последствий, многие заливают в баки Super Plus ("98-й бензин"), содержащий пять процентов биоэтанола. Автолюбители готовы даже смириться с тем, что он на 8-10 процентов дороже, чем Super Е10. Таким образом, экономическая ошибка Европы с поставками американских смесей Е10 в страны ЕС ещё долгим эхом будет отражаться на биотопливных целях. Если брать, в общем, то я полагаю, что отказ немецких автомобилистов от Е10 – это «заказ» коммерческой структуры и топливного пула, направленный на защиту европейских мощностей нефтепереработки.
Евгений Пущик – зам. генерального директора НПФ «Турал-110»6 марта 2011 года.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||