ПРОЕКТ «ЮГ»: поставки дизтоплива пойдут на юг


Сейчас более 45% поставок дизельного топлива, второго по объемам после мазута экспортного нефтепродукта России, идет через Балтику. По южному маршруту - через Черное море - уходит порядка 35%.


 

В немалой степени такое распределение обусловлено тем, что на северо-западном направлении есть нефтепродуктопровод "Север", а на южном аналогичные транспортные мощности отсутствуют. В планах "Транснефтепродукта" - строительство продуктопровода "Юг", который усилит позиции России на рынке светлых нефтепродуктов в Южной и Западной Европе. Но готовы ли российские НПЗ к загрузке новой трубы топливом европейского качества?

Проект "Юг" предусматривает строительство магистрального нефтепродуктопровода протяженностью 1465 км, который пройдет по маршруту Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск. Он предназначен для транспортировки дизельного топлива стандарта "Евро-5" (с содержанием серы не более 10 ppm) из Поволжья и Сибири в порты Черного моря. Пропускная способность трубопровода проектируется на уровне 8,7 млн твг, из которых 8,1 млн предназначены для экспорта, а остальное - для внутреннего рынка.

В качестве первой очереди проекта рассматривается участок трассы Волгоград - Новороссийск. Помимо строительства собственно продуктопровода предусматривается также реконструкция терминала Шесхарис и сооружение дополнительного резервуарного парка в Грушовой.

Объем необходимых инвестиций в реализацию данного проекта "Транснефтепродукт" планирует на уровне 76,6 млрд рублей. В своем бюджете на нынешний год ТНП заложил 3 млрд рублей для "Юга", главным образом - на подготовку ТЭО. Само строительство компания рассчитывает начать в следующем году, а завершить в 2013-14. Срок окупаемости проекта составит порядка 9-12 лет, в зависимости от темпов строительства.

Источники, близкие к ТНП, указывают, что сейчас компания ждет, когда Минэнерго направит в правительство проект постановления, в котором будут определены точные условия финансирования, сроки строительства и прочие параметры "Юга". Пока новостей об этом нет, что, вероятно, отражает неуверенность властей в необходимости форсировать строительство новой трубы.

 

НАДЕЖДА НА РЕГЛАМЕНТ

По правде говоря, ТНП продвигает проект "Юг" на фоне не слишком устойчивого роста доли и объема дизтоплива в российском экспорте нефтепродуктов. В 2005 году на него приходилось 35% от общего объема, в 2008 данный показатель снизился до 30,8%, а в прошлом году он вырос до 31,1%.

Скорее всего, ТНП рассчитывает, что проекту продуктопровода помогут качественные изменения в нефтеперерабатывающей отрасли России: все отечественные НПЗ должны в ближайшие несколько лет перейти на выпуск солярки класса Евро-5. Основанием для этого является технологический регламент "О требованиях к автомобильным и авиационным бензинам, дизельному топливу и топочному мазуту", который правительство РФ утвердило в феврале 2008 года.

Согласно документу, все выпускаемое в России топливо, включая дизельное, с января 2010 года должно соответствовать классу Евро-4, а с января 2013 года - Евро-5. Позднее нефтяные компании добились двухлетней отсрочки перехода на более высокие стандарты из-за высокой стоимости модернизации перерабатывающих мощностей, так что теперь Евро-5 в России будет в 2015 году.

Каков же экспортный потенциал отечественной переработки по дизтопливу на южном направлении? В прошлом году поставки составили 13,6 млн тонн, из которых более 10 млн было отправлено из Новороссийска. Эта цифра показывает, что если принятый правительством регламент будет реализован, то теоретически проблем с загрузкой "Юга" быть не должно.

На своем сайте ТНП указывает, что возможными поставщиками для МНПП могут стать перерабатывающие заводы, уже подключенные к нефтепродуктопроводной сети, среди них: Омский НПЗ, группа уфимских заводов, "Салаватнефтеоргсинтез", Сызранский, Куйбышевский и Новокуйбышевский заводы. Кроме того, к "Югу" будут подключены Саратовский и Волгоградский НПЗ.

 

К ЕВРОСТАНДАРТАМ

По степени подготовленности к загрузке "Юга" дизельным топливом еврокачества российские НПЗ можно разделить на несколько групп.

В группе самых продвинутых - башкирские заводы (Уфимский, Ново-Уфимский и "Уфанефтехим"). Они одними из первых стали проводить модернизацию, нацеленную на достижение стандартов Евро-4 и -5, вложив в нее только в 2009 году 6,3 млрд рублей. Глубина переработки данных заводов - около 83%, что на 10% превышает среднероссийский уровень. Уже сейчас доля топлива, производимого по стандартам Евро-4, составляет здесь половину от общего объема, а в 2011 году она достигнет 90%.

В прошлом году "Уфанефтехим" реконструировал установку гидроочистки Л-24-7 и начал выпускать дизтопливо стандарта Евро-5, в нынешнем году завод продолжает ее переоборудование. Ново-Уфимский НПЗ также в прошлом году заменил каталитическую систему и запустил новый реактор, что позволило и ему начать вырабатывать дизтопливо Евро-5.

В таком же русле идут дела и у "Салаватнефтеоргсинтеза", который с 2009 года выпускает нефтепродукты стандарта Евро-4 и планирует перейти к производству продукции класса Евро-5 в 2015.

Одним из самых высокотехнологичных заводов в России считается Омский НПЗ "Газпром нефти". В 2009 году здесь была завершена реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива Л-24-9, которая увеличила ее мощность до 2 млн твг.

Одновременно была решена задача снижения содержания серы в дизтопливе до уровня не более 10 ppm, что соответствует стандартам Евро-5. Сейчас на Омском заводе продолжается модернизация мощностей по производству светлых нефтепродуктов. В частности, начато строительство новой установки гидроочистки дизтоплива мощностью 3 млн твг по проекту американской UOP, пуск которой запланирован на конец 2011 года. С 2012 Омский НПЗ будет выпускать солярку класса Евро-4, а с 2015 - Евро-5. Общий объем их производства составит порядка 6,5 млн твг.

К 2014 году планирует вывести на стандарты Евро-4 и -5 продукцию своих самарских заводов компания "Роснефть". В модернизацию Новокуйбышевскего, Куйбышевского и Сызранского НПЗ она вкладывает 24 млрд рублей. Результаты таковы, что заводы уже достигли стандартов Евро-3 и частично Евро-4. Тем не менее, хотя представители "Роснефти" называют проект "Юг" экономически целесообразным, прогнозов отгрузки в него самарского дизтоплива не дают.

Заводы, которые после строительства "Юга" впервые получат выход на продуктопровод - Саратовский и Волгоградский - по прогнозам "Транснефтепродукта", должны обеспечить поставку 3,5-4 млн твг дизельного топлива. Но - "после 2013 года".

В прошлом году совет директоров ТНК-ВР, владеющей Саратовским НПЗ, одобрил программу повышения качества моторных топлив за счет модернизации трех своих перерабатывающих заводов с объемом инвестиций $1,3 млрд. В частности, реконструкция СНПЗ, которая пройдет в 2010-12 годах, предусматривает целый ряд проектов. Среди них - строительство установки изомеризации, реконструкция комплекса гидроочистки дизельного топлива, серной установки, модернизация железнодорожной эстакады налива нефтепродуктов. Реализация этих проектов стоимостью более $300 млн позволит предприятию значительно улучшить качество продукции. Пока все идет по плану: за шесть месяцев 2010 года ТНК-ВР более чем в 1,3 раза увеличила инвестиции в реконструкцию и модернизацию СНПЗ, вложив более 200 млн рублей против 163 млн в 2009 году.

Представители ТНК-ВР, комментируя проект "Юг", заявляют, что расчеты объема отправки по нему дизтоплива с Саратовского НПЗ не завершены. Существенными факторами при принятии решения являются тариф на прокачку и пропускная способность трубопровода, указывают официальные лица компании. При условии экономической привлекательности маршрута СНПЗ может прокачивать по нему около 1 млн твг с возможностью увеличения.

"ЛУКОЙЛ" также пока не определился с решением об использовании продуктопровода для экспорта дизтоплива с Волгоградского завода. Для того, чтобы оценить динамику производства солярки на "Волгограднефтепереработке", следует учесть несколько моментов. Во-первых, ее доля в общем объеме продукции завода за последние пять лет выросла незначительно: до 28,3% с 28% в 2005 году. Во-вторых, доля малосернистого в общем объеме дизельного топлива за это же время увеличилась более чем в 2,5 раза, то есть налицо существенные качественные улучшения. В-третьих, хотя в 2009-10 годах "ЛУКОЙЛ" осуществляет различные проекты модернизации, производства дизтоплива они не касаются. А это свидетельствует о том, что наращивание его производства пока не является приоритетом для компании.

По словам главы компании Вагита Алекперова, к 2016 году все нефтепродукты "ЛУКОЙЛа", производимые в России, будут соответствовать стандарту Евро-5. При этом объем переработки на волгоградском заводе увеличится с 11,2 млн до 12 млн твг, так что физический рост производства дизельного топлива на "Волгограднефтепереработке" вряд ли вероятен.

Таким образом, даже самый беглый анализ состояния заводов - потенциальных пользователей "Юга" показывает, что труба для Евро-5 понадобится не раньше 2015 года. При этом значительное увеличение физического объема выпуска дизельного топлива не ожидается, то есть продуктопровод вступит в жесткую конкуренцию за объемы с железной дорогой. И это обстоятельство выводит на первый план коммерческие условия прокачки.

 

ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Прогноз структуры поставок российских НПЗ в МНПП "Юг" (млн твг)
 

Завод Владелец

Поставки

Волгограднефтепереработка ЛУКОЙЛ

2,5

Саратовский НПЗТНК-ВР

1

Группа самарских НПЗ Роснефть

2,1

Салаватнефтеоргсинтез Газпром

0,6

Омский НПЗ Газпром нефть

2,5

Всего

8,7

"Транснефтепродукт"

 

ВОЛГА "ВПАДАЕТ" В ЧЕРНОЕ МОРЕ

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА "ЮГ" ведется уже несколько лет, а сама идея появилась еще в конце 90-х годов. Изначально существовало несколько маршрутов прокладки трубопровода, однако "Транснефтепродукт" остановил свой выбор на трассе Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск. ОАО "Институт Нефтепродуктпроект" разработал Декларацию о намерениях строительства магистрального нефтепродуктопровода, и она уже согласована с администрациями Самарской, Ульяновской, Саратовской, Ростовской, Волгоградской области и Краснодарского края, по территории которых пройдет трубопровод. За исключением участка Сызрань - Саратов, "Юг" пройдет в одном технологическом коридоре с нефтепроводом Куйбышев - Тихорецк - Новороссийск.

Линейная часть МНПП будет составлена из трубы диаметром 500 мм. Транспортировку будут обеспечивать три головных перекачивающих станции - Прибой, Саратов, Волгоград и восемь промежуточных - Левобережная, Камышин, Котельниковская, Цимлянская, Пролетарская, Сальск, Березанская и Предгорная.

Конечным пунктом станет перевалочная нефтебаза "Грушовая" с дальнейшей перевалкой топлива на ПНБ "Шесхарис".

 

С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков  «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».


 

Источник: http://www.transnefteproduct.ru/