ТРЕБОВАНИЯ ИКЕА К СОДЕРЖАНИЮ ФОРМАЛЬДЕГИДА


Крупнейший мировой производитель мебели – компания ИКЕА, - использует в своем производстве в общей сложности около 6 млн. куб. м. ДСП и МДФ плит в год.


 

ИКЕА занимает весьма активную роль в движении изменения  в сторону все более низкого содержания формальдегида в плитных материалах. Шведское издание «Informally Speaking» представляет интервью Lars Herrlin из Системы Поставок ИКЕА, - человеком с более чем 20 летним опытом работы в компании.

 

ФАКТЫ ОБ ИКЕА (2010)

• Общий объем продаж: 23,1 миллиарда
• Количество магазинов: 317
• Число стран: Операции в 41 стране (розница, дистрибуция, торговые и промышленные группы)

Ежегодный каталог ИКЕА читают миллионы клиентов по всему миру. В Швеции, многие люди, как известно, пишут на своих почтовых ящиках “Ничего не кладите, пожалуйста, - за исключением каталога ИКЕА!"

 

- Скажите,  ИКЕА непосредственно сама закупает плитные материалы?

 

- Нет, наши поставщики - те, кто производит мебель, которую мы проектируем, и продает-покупает плитный материал на их местных рынках по всему миру. Но мы ставим высокие требования к используемым материалам, так что мы стали все более и более вовлечены в участие в цепи поставок ".

 

- ИКЕА активна в продвижении использования плитных материалов с низким уровнем выбросов в промышленности. Почему?

 

- Мы видим много научных докладов, часто противоречащих друг другу. Существуют различия в законодательстве по всему миру, с постепенным обострением предельных значений. К сожалению, мы также видим большие различия в процедурах контроля качества, используемых в промышленности, и очень медленный прогресс в промышленности.

Существуют все виды используемых методов испытаний и проверки, и нет универсального стандарта. ИКЕА является глобальной компанией. Высокий процент наших продуктов на каждом шагу в мире. Мы просто не можем оправдать применение различных уровней выбросов на различных рынках. И поэтому мы должны установить планку на жесточайших уровнях в мире. Так как промышленность не давала нам достаточной гарантии того, что мы могли безопасно сделать это, мы решили еще в начале 90-х начать работать в направлении полной ликвидации всего формальдегида из всех наших продуктов. Мы рассматриваем это как единственный путь.

 

- Вы говорите о ликвидации выбросов формальдегида или же об использовании формальдегида в производстве смолы?

 

- Как я уже сказал, мы видим это с точки зрения потребителя. Но исторически мы видели, что, несмотря на гарантии производителей, что все предельные значения были сохранены, продукция поставлялась не всегда нужного качества. Поэтому естественным решением было бы устранение проблемы в источнике. Однако, учитывая тот факт, что формальдегид находится практически везде, было бы немного наивно "запретить" его в производственных процессах ".

 

- Является ли полное исключение возможным?

 

- Нет пока. Мы реалисты. Мы понимаем, что это должно быть сделано постепенно. Мы должны быть уверены, что качество и здоровье гарантируется. Мы также понимаем, что нельзя требовать вещи, которые не могут быть произведены экономически эффективно и с хорошим качеством. Мы еще не достигли, но мы в пути. Уже в 80-х, мы перешли от Е2 к Е1 во всех наших продуктах. Но этого было недостаточно.

 

- Почему нет?

 

- Возвращаясь в 1992 год, когда было неожиданно много заголовков, утверждавших, что наши популярные книжные шкафы "Билли” приносили канцерогенные заболевания и аллергию в дома людей. Предполагалось, что источником должен был быть формальдегид в лаковой системе, которую мы использовали в то время. Мы поняли, что факты были вырваны из контекста. Но, даже если бы это было очевидной неправдой, данная новость оказала огромное влияние на наших клиентов, потребителей. Наши продажи в Германии упали на 25% за одну неделю!

Это наша реальность. Мы не можем объяснить сложную техническую информацию, стоящую за этим. Потребители не заинтересованы в объяснениях. Они просто не будут покупать. Как результат, мы убрали весь формальдегид из наших лаковых систем.

Теперь мы работаем в направлении создания бесфенольных плит.

- Что будет следующим шагом с точки зрения ваших поставок плиты?

 

- Я должен отметить, что мы не считаем, что E1 представляет реальную опасность для потребителя. Но какое это имеет значение, если потребителям по-прежнему тревожно? Таким образом, наша политика заключается просто не работать с опасными веществами! Потому, хотя мы и не считали E1 как опасный уровень, все же решили в 2008 году перейти на закупку плит до класса E1/2. Возможно, следующим шагом является E1/3.

Мы были в контакте со всеми крупными производителями смолы. Мы также рассматривали технологии производства смолы на основе сои. Сегодня нет жизнеспособной глобальной технологии для системы, свободной от формальдегида. Мы рассматривали вариант перехода на E1/3, но сейчас объемы и стоимость по-прежнему составляют две большие проблемы.

 

- Работаете ли вы над этим сами?

 

- "Да, на самом деле у нас есть три ДСП мельницы в нашей промышленной группе Swedspan. Там производится свыше одного миллиона кубических метров плиты E1/3.

Мы по-прежнему на пределе, когда речь заходит о стоимости, но мы все ближе и ближе к нейтралитету стоимости и мощности. В конечном продукте, мы оцениваем как содержание, так и эмиссию, с анализом качества в соответствии с самыми жесткими европейскими и калифорнийскими стандартами. Максимальное содержание формальдегида 4,0 мг в ДСП и 5,0 мг в МДФ".

 

- Не являются ли некоторые из предельных значений, о которых говорят сегодня, довольно абсурдным?

 

- Можно подумать так. Мы можем не видеть причин идти ниже уровней в натуральном дереве. Но вот в чем дело. Мы не решаем - потребитель это делает, и мнение потребителей двигает законодательство.

Для ламинирования твердого дерева и шпона мы заменили формальдегид во всех клеях. Теперь наши поставщики используют ПВА, горячий расплав и EPI. Разве это лучше? Для потребителя - да, и это то, что мы должны рассмотреть. Мы хотели бы пойти и рекомендовать конкретные смолы, но опять же, - мы не решаем.


- Почему? Появились ли новые тенденции?

 

- В последние месяцы мы видим заметное сокращение числа вопросов, в которых потребители спрашивали о формальдегиде.

 

- А как это обстоит среди производителей плит?

 

- Это вопрос отношения. Мы с удовлетворением отмечаем прогресс, который предпринимает плитная промышленность в последнее время​​. Мы считаем, что если мы в состоянии произвести E1/3 на собственном заводе (Swedspan), то крупные производители плит должны быть в состоянии сделать это так же хорошо или лучше. В конце концов, это их основной бизнес!"

 

- Намерена ли ИКЕА предоставить фактологическую информацию о формальдегиде для потребителей?

 

- Наш девиз – « Вы можете чувствовать себя абсолютно безопасно с нашими продуктами». Потребители должны чувствовать, что название ИКЕА является гарантией безопасности.

 

Комментарий технического эксперта, к.х.н. Шарыкина Валерия Гурьевича:

Это очень хорошо, что ИКЕА присутствует на российском рынке и ее опыт крайне необходим для развития деревоплитной и мебельной промышленности в нашей стране. Нельзя сказать, что идеи и взгляды ИКЕА широко используются у нас. Скорее, - наоборот.

 

Но можно сказать, что в России уже есть компании, которых интересует самое современное производство и которые намерены производить экологически полноценную продукцию.

 

В тоже время хочу сказать, что до сих пор идут споры - у кого аналитические показатели качества лучше, и кто уже производит экологически полноценную продукцию. Но, как говорит ИКЕА, это должно высказывать сообщество покупателей, а производители должны гарантировать на деле преимущества своей продукции, а не писать статьи, где они математическими и нематематическими методами объясняют свое лидерство в области качества и экологии.

 

Покупатель всегда прав – этот принцип взят на вооружение ИКЕА. Он позволяет рынку развиваться в правильном направлении. И когда этим принципом будут руководствоваться все производители, тогда мы увидим и требуемое качество, и полноценные экологические характеристики. И тогда все эти показатели будут универсальными, открытыми и понятными.

 

Но надо помнить, что без общественного контроля, консолидации общественного мнения потребителей через создание системы независимых общественных организаций, постоянного информирования населения, а, именно, население является конечным потребителем деревоплитной продукции и мебели, развитие производства плиты и мебели будет продолжаться в том же русле, что мы имеем сегодня, и конечный покупатель будет только мечтать о своих правах.

 

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка формальдегида можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок формалина в России».

 

 

Интервью в вестнике “Informally Speaking”, осень-зима 2010 года. Formox (Sweden).

Перевод технического эксперта, к.х.н. Шарыкина Валерия Гурьевича.

 

www.newchemistry.ru