ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА


Фармацевтический рынок является динамично развивающимся сектором мировой экономики. Это объясняется ростом емкости рынка лекарственных средств в мире, быстрым расширением ассортимента лекарственных средств и низкой эластичностью спроса на лекарственные средства.


 

Как показал опыт, даже в условиях экономического кризиса фармацевтическое производство в меньшей степени подвержено риску спада, чем какое-либо другое.

По данным экспертной организации IMS Health, объем мирового фармацевтического рынка с каждым годом растет примерно на 5-7% в год. Несмотря на мировой финансовый кризис, в 2009 г. объем мирового фармрынка вырос на 7% и составил 808 млрд.долл. США. По прогнозу IMS Health, по итогам 2010 г. объем мирового фармацевтического рынка увеличится на 5,2% и составит 865 млрд. долл.

 

Рисунок 1. Прогноз динамики объема мирового фармацевтического рынка в 2004-2014 гг. (по данным IMS Health), млрд. долл. США.

 

 

Данные об объеме российского фармацевтического рынка, предоставленные различными экспертными организациями расходятся.

Вероятнее всего, причиной расхождений являются различия в выбранных экспертными органиазциями критериях оценки российского фармрынка (цены производителей, оптовые цены, розничные цены – цены конечного потребления), а также курсовые различия при рассмотрении объемов в долларах.

Так, по данным DSM Group, в 2009 г. российский фармрынок в розничных ценах конечного потребления снизился по отношению к уровню 2008 г. на 5% и составил 11,6 млрд.долл., заняв 11 место в рейтинге ведущих мировых фармрынков.

 

Рисунок 2. Объем фармрынка ведущих стран в 2009 г. (по данным DSM Group), млрд.долл.

 

 

По данным IMS Health, объем российского фармрынка по итогам 2009 года в ценах производителей на базе обменного курса на 2 квартал 2010 года составил 12,69 млрд.долл.США, то есть 1,57% мирового фармрынка. Для сравнения фармрынок США в 2009 году составил 37,21% мирового фармрынка. Российский фармрынок в 2009 г. занимал 11-е место среди ведущих фармацевтических рынков, однако в расчете на душу населения Россия в 2009 г. заняла 19-е место. При этом подушевое потребление России составило всего 90 долл.США, что в 11 раз ниже аналогичного показателя лидера списка - США. Уровень потребления на душу населения ниже России только в двух странах из двадцатки лидеров – Китай и Индия.

 

Рисунок 3. Объемы ведущих фармацевтических рынков в 2009 г. в ценах производителей (по данным IMS Health)

 

Таблица 1. Прогноз развития ведущих фармацевтических рынков в 2009-2014 гг. в ценах производителей на базе фиксированного обменного курса на 2 квартал 2010 г. (по данным IMS Health)

№ п/п

Страна

Объем фармрынка в 2009 г., млн. долл.США

Потребление на душу населения 2009, долл.США

CAGR 2009-2014

1.

США

300 639

980

3,5%

2.

Япония

91 559

720

3,3%

3.

Германия

37 658

455

2,5%

4.

Франция

37 116

593

1,7%

5.

Китай

33 371

25

23,1%

6.

Италия

24 580

423

2,5%

7.

Канада

21 425

636

0,3%

8.

Испания

20 765

454

3,1%

9.

Великобритания

18 885

306

2,7%

10

Бразилия

18 788

97

13,1%

11.

Россия

12 689

90

11,4%

12.

Мексика

11 166

100

1,7%

13.

Индия

10 515

9

16,2%

14.

Турция

10 359

143

7,8%

15.

Греция

6 881

626

-0,7%

16.

Польша

6 501

170

5,5%

17.

Нидерланды

5 939

360

-1,0%

18.

Бельгия

5 672

534

2,6%

19.

Венесуэла

5 477

194

30,6%

20.

Португалия

4 872

457

1,0%

 

Следует, однако, отметить, что в 90-х гг. потребление в России населением лекарственных препаратов было еще ниже и составляло, например, в 1999 году всего 14 долл. на человека в год, что было в 17,5 раз ниже аналогичного показателя Японии и в 12,7 раз ниже аналогичного показателя США. Причинами относительно низкого подушевого потребления лекарственных препаратов в России являются более низкое государственное лекарственное обеспечение населения, низкий уровень жизни населения, а также наличие на рынке большого количества дешевых отечественных лекарственных препаратов.

В оптовых ценах объем фармрынка Российской Федерации по данным IMS Health составил 423,9 млрд. руб. (13,4 млрд. долл.). В ценах конечного потребления российский фармрынок в 2009 году, по данным ЦМИ «Фармэксперт» составил 15,7 млрд. долл. США или 496 млрд.руб., а по данным DSM Group - 538 млрд.руб.

Таким образом, данные экспертных организаций имеют существенные различия:

 

Таблица 2. Объем российского фармацевтического рынка в 2009 г. (по данным экспертных организаций)

Экспертные организации

Объем российского фармрынка по итогам 2009 года

Критерий оценки

IMS Health

12,69 млрд.долл.

13,4 млрд. долл.

в ценах производителей

в оптовых ценах

DSM Group

11,6 млрд.долл

в розничных ценах

ЦМИ «Фармэксперт»

15,7 млрд. долл.

в розничных ценах

 

В 2009 году в связи с кризисом участники российского фармрынка пережили один из самых сложных периодов. Из-за снижения спроса возникли риски затоваривания складов, а компании, участвующие во внешнеэкономической деятельности, решали проблемы, связанные с девальвацией рубля. По данным ЦМИ «Фармэксперт», в 2009 году наблюдалось значительное падение объемов валовых продаж организаций оптовой торговли лекарственными средствами, выраженных в долларах.

 

Рисунок 4. Показатели роста объемов валовых продаж фармдистрибьюторов в 2007—2009 гг. (поквартально), %

 

В оценках динамики роста российского фармрынка в 2009 году ведущие экспертные организации также расходятся:

 

Таблица 3. Рост российского фармацевтического рынка в рублях по отношению к предыдущему году (по данным экспертных организаций), %

Экспертные организации

2008 г./2007 г.

2009 г./2008 г.

9 мес. 2010 г./9 мес. 2009 г.

2010 г. (прогноз)/2009 г.

IMS Health

 

 

7,1%

 

DSM Group

25,5%

17,5%

4,5%

 

ЦМИ «Фармэксперт»

 

18,4%

 

11,3%

 

Так, по данным IMS Health, по итогам первых девяти месяцев 2010 года объем фармрынка Российской Федерации в денежном выражении составил 332,6 млрд. руб. (11,0 млрд. долл.), что превысило объем продаж за первые 9 месяцев 2009 года на 7,1% (15,6% - рост в долл.), а в натуральном выражении российский фармрынок вырос на 3,1%.

 

Таблица 4. Рост российского фармрынка в 2010 г. (по данным IMS Health)

Объем продаж лекарственных средств (по розничному и госпитальному рынкам в оптовых ценах, ДЛО – цены контрактов)

2009

9 мес. 2009

9 мес. 2010

Рост %, 9 мес. 2009 к 9 мес. 2010

млрд. руб.

423,9

310,6

332,6

7,1%

млрд. долл.

13,4

9,5

11,0

15,6%

млрд. упаковок

5,0

3,6

3,7

3,1%

 

По данным DSM Group, объем российского фармрынка в ценах конечного потребления вырос в 2009 г. на 173 млрд. руб. (на 47,4%) относительно уровня 2007 г. (Рисунок 5). Основную долю в приросте (37,3%) составил коммерческий сектор готовых лекарственных средств и парафармацевтики, который увеличился на 136 млрд.руб., то есть на 50,6% по сравнению с 2007 г. Государственные закупки лекарственных средств увеличились в 2007-2009 гг. на 37 млрд.руб., то есть на 38,5%.

 

Рисунок 5. Рост емкости фармацевтического рынка в 2007-2009 гг. в ценах конечного потребления (по данным DSM Group), млрд. руб.

 

За 9 месяцев 2010 г. емкость фармрынка увеличилась еще на 4,5% по сравнению с 9 мес. 2009 г., причем в основном за счет государственного сектора лекарственных средств.

 

Рисунок 6. Рост емкости фармацевтического рынка за 9 месяцев 2007-2009 гг. в ценах конечного потребления (по данным DSM Group), млрд. руб.

 

 

По прогнозу ЦМИ «Фармэксперт», рост фармацевтического рынка в 2011 г. составит в ценах конечного потребителя 15,8% по отношению к уровню 2010 г.

 

Рисунок 7. Объем российского фармацевтического рынка в ценах конечного потребителя (по данным ЦМИ «Фармэксперт»), млрд. руб.

 

 

C анализом существующего оборудования для производства таблеток можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ оборудования для производства таблеток».

 

 

Источник: отчет ФАС