ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фармацевтический рынок является динамично развивающимся сектором мировой экономики. Это объясняется ростом емкости рынка лекарственных средств в мире, быстрым расширением ассортимента лекарственных средств и низкой эластичностью спроса на лекарственные средства. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как показал опыт, даже в условиях экономического кризиса фармацевтическое производство в меньшей степени подвержено риску спада, чем какое-либо другое. По данным экспертной организации IMS Health, объем мирового фармацевтического рынка с каждым годом растет примерно на 5-7% в год. Несмотря на мировой финансовый кризис, в 2009 г. объем мирового фармрынка вырос на 7% и составил 808 млрд.долл. США. По прогнозу IMS Health, по итогам 2010 г. объем мирового фармацевтического рынка увеличится на 5,2% и составит 865 млрд. долл.
Рисунок 1. Прогноз динамики объема мирового фармацевтического рынка в 2004-2014 гг. (по данным IMS Health), млрд. долл. США.
Данные об объеме российского фармацевтического рынка, предоставленные различными экспертными организациями расходятся. Вероятнее всего, причиной расхождений являются различия в выбранных экспертными органиазциями критериях оценки российского фармрынка (цены производителей, оптовые цены, розничные цены – цены конечного потребления), а также курсовые различия при рассмотрении объемов в долларах. Так, по данным DSM Group, в 2009 г. российский фармрынок в розничных ценах конечного потребления снизился по отношению к уровню 2008 г. на 5% и составил 11,6 млрд.долл., заняв 11 место в рейтинге ведущих мировых фармрынков.
Рисунок 2. Объем фармрынка ведущих стран в 2009 г. (по данным DSM Group), млрд.долл.
По данным IMS Health, объем российского фармрынка по итогам 2009 года в ценах производителей на базе обменного курса на 2 квартал 2010 года составил 12,69 млрд.долл.США, то есть 1,57% мирового фармрынка. Для сравнения фармрынок США в 2009 году составил 37,21% мирового фармрынка. Российский фармрынок в 2009 г. занимал 11-е место среди ведущих фармацевтических рынков, однако в расчете на душу населения Россия в 2009 г. заняла 19-е место. При этом подушевое потребление России составило всего 90 долл.США, что в 11 раз ниже аналогичного показателя лидера списка - США. Уровень потребления на душу населения ниже России только в двух странах из двадцатки лидеров – Китай и Индия.
Рисунок 3. Объемы ведущих фармацевтических рынков в 2009 г. в ценах производителей (по данным IMS Health)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1. Прогноз развития ведущих фармацевтических рынков в 2009-2014 гг. в ценах производителей на базе фиксированного обменного курса на 2 квартал 2010 г. (по данным IMS Health)
Следует, однако, отметить, что в 90-х гг. потребление в России населением лекарственных препаратов было еще ниже и составляло, например, в 1999 году всего 14 долл. на человека в год, что было в 17,5 раз ниже аналогичного показателя Японии и в 12,7 раз ниже аналогичного показателя США. Причинами относительно низкого подушевого потребления лекарственных препаратов в России являются более низкое государственное лекарственное обеспечение населения, низкий уровень жизни населения, а также наличие на рынке большого количества дешевых отечественных лекарственных препаратов. В оптовых ценах объем фармрынка Российской Федерации по данным IMS Health составил 423,9 млрд. руб. (13,4 млрд. долл.). В ценах конечного потребления российский фармрынок в 2009 году, по данным ЦМИ «Фармэксперт» составил 15,7 млрд. долл. США или 496 млрд.руб., а по данным DSM Group - 538 млрд.руб. Таким образом, данные экспертных организаций имеют существенные различия:
Таблица 2. Объем российского фармацевтического рынка в 2009 г. (по данным экспертных организаций)
В 2009 году в связи с кризисом участники российского фармрынка пережили один из самых сложных периодов. Из-за снижения спроса возникли риски затоваривания складов, а компании, участвующие во внешнеэкономической деятельности, решали проблемы, связанные с девальвацией рубля. По данным ЦМИ «Фармэксперт», в 2009 году наблюдалось значительное падение объемов валовых продаж организаций оптовой торговли лекарственными средствами, выраженных в долларах.
Рисунок 4. Показатели роста объемов валовых продаж фармдистрибьюторов в 2007—2009 гг. (поквартально), %
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В оценках динамики роста российского фармрынка в 2009 году ведущие экспертные организации также расходятся:
Таблица 3. Рост российского фармацевтического рынка в рублях по отношению к предыдущему году (по данным экспертных организаций), %
Так, по данным IMS Health, по итогам первых девяти месяцев 2010 года объем фармрынка Российской Федерации в денежном выражении составил 332,6 млрд. руб. (11,0 млрд. долл.), что превысило объем продаж за первые 9 месяцев 2009 года на 7,1% (15,6% - рост в долл.), а в натуральном выражении российский фармрынок вырос на 3,1%.
Таблица 4. Рост российского фармрынка в 2010 г. (по данным IMS Health)
По данным DSM Group, объем российского фармрынка в ценах конечного потребления вырос в 2009 г. на 173 млрд. руб. (на 47,4%) относительно уровня 2007 г. (Рисунок 5). Основную долю в приросте (37,3%) составил коммерческий сектор готовых лекарственных средств и парафармацевтики, который увеличился на 136 млрд.руб., то есть на 50,6% по сравнению с 2007 г. Государственные закупки лекарственных средств увеличились в 2007-2009 гг. на 37 млрд.руб., то есть на 38,5%.
Рисунок 5. Рост емкости фармацевтического рынка в 2007-2009 гг. в ценах конечного потребления (по данным DSM Group), млрд. руб.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
За 9 месяцев 2010 г. емкость фармрынка увеличилась еще на 4,5% по сравнению с 9 мес. 2009 г., причем в основном за счет государственного сектора лекарственных средств.
Рисунок 6. Рост емкости фармацевтического рынка за 9 месяцев 2007-2009 гг. в ценах конечного потребления (по данным DSM Group), млрд. руб.
По прогнозу ЦМИ «Фармэксперт», рост фармацевтического рынка в 2011 г. составит в ценах конечного потребителя 15,8% по отношению к уровню 2010 г.
Рисунок 7. Объем российского фармацевтического рынка в ценах конечного потребителя (по данным ЦМИ «Фармэксперт»), млрд. руб.
C анализом существующего оборудования для производства таблеток можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ оборудования для производства таблеток».
Источник: отчет ФАС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||