ПРОТИВООБЛЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ: внутренние возможности


Противообледенительная жидкость – это неблагозвучное словосочетание трудно выговорить и еще труднее запомнить.


 

Однако многим россиянам, впервые услышавшим его в конце прошлого года, оно крепко запало в память. Речь, в первую очередь, идет, конечно, об авиапассажирах.

Ледяные дожди, снегопад и метель, обрушившиеся на Москву в канун новогодних праздников, резко увеличили потребность аэропортов в противообледенительной жидкости, что вполне логично: данная жидкость (традиционно ее название сокращают как ПОЖ) применяется как для очистки крыльев и фюзеляжа самолетов ото льда, так и для защиты от обледенения. В ночь с 25 на 26 декабря ПОЖ закончилась у компании «Аэрофлот». Принято читать, что именно это и стало причиной транспортного коллапса в Шереметьево, в результате которого многие тысячи пассажиров застряли в аэропорту, ожидая своих отложенных рейсов.

ПОЖ – это продукт нефтехимического производства. В лице «СИБУР-Нефтехима» компания приняла самое деятельное участие в решении проблемы недостатка ПОЖ в аэропортах московского авиаузла.

Спасительный Моноэтиленгликоль

В начале новогодних каникул в «СИБУР-Нефтехим» начали поступать экстренные сигналы с просьбой помочь исправить ситуацию с противообледенительной жидкостью в аэропортах. Компания на тот момент ПОЖ не производила по причине невысокого внутреннего спроса.

Но ПОЖ представляет собой водный раствор одной из вязких жидкостей с добавлением различных загустителей, поверхностно активных и антикоррозийных веществ. Его невозможно изготовить, если нет основы для ПОЖ – этиленгликоля или пропиленгликоля.

Запрос в «СИБУР-Нефтехим» исходил от производителей ПОЖ, которые просили в срочном порядке поставить им исходное сырье, в первую очередь, моноэтиленгликоль. СИБУР откликнулся на просьбу и начал составлять экстренный график поставок.

С производственной точки зрения выполнение всего объема срочных заказов не представляло особой проблемы – заводу не пришлось увеличивать производство, поскольку нужное количество моноэтиленгликоля составляло незначительную часть месячной выработки «СИБУР-Нефтехима ». Намного более серьезной представлялась транспортная проблема: экстренный груз предстояло доставить в аэропорты по зимним дорогам.

Чтобы самолеты не попали в снежно-ледяной плен, сначала предстояло вызволить из этого плена железнодорожные пути и автомобильные дороги. Кроме того, как признается генеральный директор «СИБУР-Нефтехима» Дмитрий Анненков, для своевременного выполнения заказа потребовалась не только расчистка путей, но и выход сотрудников на работу в праздничные дни.

Усилия оказались не напрасными: за первые десять дней 2011 года «СИБУР-Нефтехим» отгрузил производителям противообледенительной жидкости 1333 тонны моноэтиленгликоля. Это позволило им в полном объеме покрыть свои потребности.

После Нового года шереметьевский коллапс не повторился, в чем есть и определенная заслуга СИБУРа. Однако в будущем холдинг мог бы помогать аэропортам с ПОЖ и в ином качестве.

Жидкость для будущего

В Шереметьево острее всего стояла проблема нехватки ПОЖ IV на основе пропиленгликоля. Дело в том, что противообледенительную жидкость этого типа, сертифицированную для применения на самолетах иностранного производства, в России делает только одна компания – «Октафлуид». Мощностей этой компании якобы оказалось недостаточно для того, чтобы произвести необходимый объем.

В результате жидкость пришлось везти транспортными самолетами из Германии. Однако, как говорит Дмитрий Анненков, «СИБУР-Нефтехим» способен выпускать не только исходное сырье, но и саму противообледенительную жидкость. В случае принятия решения о производстве ПОЖ авиаперевозчики смогут заказывать жидкость напрямую в СИБУРе, минуя посредников. Но сможет ли «СИБУР-Нефтехим» сертифицировать ПОЖ для использования на самолетах иностранного производства? В самой компании уверены, что это не станет большой проблемой. В Научно-техническом и проектном центре (НТПЦ) «СИБУР-Нефтехима» уже разработали рецептуру жидкости, по основным показателям удовлетворяющей требованиям международных стандартов на ПОЖ типа IV.

Как говорят в НТПЦ, сейчас требуется проведение испытаний разработанных рецептур по определениюпротивообледенительных характеристик. В случае положительных результатов необходима сертификация в международных испытательных центрах – канадском AMIL и американском SMI. В «СИБУР-Нефтехиме» считают, что им потребуется всего 6 – 12 месяцев, чтобы получить нужные сертификаты.

Теоретически СИБУР способен поставить противообледенительную жидкость в аэропорты страны уже в канун следующего Нового года. Но решение о начале производства ПОЖ не принято. Выход на узкий российский рынок этого продукта может и не принести компании серьезной дополнительной выгоды. Но для аэропортов приход СИБУРа на рынок ПОЖ стал бы хорошей страховкой от нового противообледенительного коллапса.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка моноэтиленгликоля можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок моноэтиленгликоля в России».

 

Автор: Дмитрий Лисицин

Сибур сегодня