ТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА БЕНЗИНОВ


Представляем тезисы выступления Евгения Пущика на конференции "Бензины - 2011", которая состоится в Москве 21 апреля 2011 года.  


 

Автомобильные бензины – один из наиболее квалифицированных и дорогих энергоносителей. Для их получения используют сложный комплекс технологических процессов первичной и вторичной переработки нефти, а также различные присадки и добавки, обеспечивающие соответствие современным требованиям к составу и качеству этого вида моторного топлива.  Для улучшения ряда эксплуатационных свойств, в числе экологических, рекомендуется  вводить в бензины кислородсодержащие компоненты. Наиболее распространенными и широко применяемыми являются: метил-трет-бутиловый эфир (МТВЕ), этил-трет-бутиловый эфир (ЕТВЕ) и этанол.

               

В своем выступлении хочу  акцентировать  внимание на использование этанола при производстве бензинов, а также о тенденциях на европейском рынке добавок к бензинам. Европейский рынок бензинов на протяжении   последних лет  составляет 103.6 -111.3 млн. тонн, для производства  бензинов  НПЗ Европы  использует большее  6.0 млн. тонн добавок к бензинам (ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ) и 4.0 млн. тонн  топливного этанола, что  в  денежном эквиваленте  в 2010 году  составило  около   9.6 млрд. дол. США.

 

Согласно информации Food and Agricultural Policy Research Institute (FAPRI) в 2010 году  производство и потребление этанола в странах мира составило (млрд. галлонов):

        1) США   13.084 – производство, 12.803 – потребление;

        2) Бразилия  7.228 – производство, 6.599 - потребление;

        3) ЕС  1.17 – производство,  1.337 - потребление;

        4) Китай  0.578 – производство, 0.497 - потребление;

        5) Индия  0.379 – производство, 0.483 - потребление;

        6) Канада 0.359 – производство, 0.480 - потребление.

 

Сегодня топливный  этанол является -  мировой энергетической составляющей и  замещает более 1 млн. баррелей в день, этанол  стал пусть пока слабой,  но единственной альтернативой  сырой нефти (см. табл. 1).

 
Мировое потребление этанола и бензина  (млн. тонн).
 
Таблица 1
 

Год.

Потребление этанола

Потребление бензина

Экономия бензина

Экономия нефти

1

2008

61.28

995.7

37.3

45.5

2

2009

58.65

975.1

35.7

43.6

3

2010 (план)

68.17

-

-

50.68

 

Расчеты, которые я сделал об экономии нефти,  в результате применения топливного этанола показывают, что:

А) этанол играет колоссальную роль  в топливном балансе стран мира, уменьшая использование нефти, и соответственно бензина (см. табл. 2);

Б) дает огромные финансовые поступления для  мировой экономики, которые становили: в 2008 году - $4095.0  млн., а в 2009 году -  $2834.0 млн.

 

В 2008 году экономия нефти составляла около 45.5 млн. тонн. Средняя цена нефти марки WTI = $90.0/баррель.

                        45.5 млн. тонн * $90.0 =  $4095.0  млн.

 

В 2009 году экономия нефти составляла около 43.6 млн. тонн. Средняя цена нефти марки WTI = $65.0/баррель.

                        43.6 млн. тонн *$65.0 = $2834.0 млн.

                  

Уменьшение использования бензина, за счет потребления этанола в США, странах ЕС, в том числе Германии в 2009 году (млн. тонн)

Таблица 2
 

Страны

Потребление бензина (всего)

Потребление этанола

Использован. бензин бензин - этанол

1

США

385.9

38.9

347.0

2

ЕС

112.5

3.4

109.1

3

в т.ч. Германия

20.2

0.9

19.3

 

При высоких ценах на нефть, этанол становиться и экономически выгодным, по сколько цена литра  обезвоженного этанола в мире ниже цены литра бензина (за исключением Бразилии, что связанно с сезонным фактором) см.  табл. 3.

 

Стоимость литра  биоэтанола и бензина в мире (4 апреля  2011):

    Таблица 3
 

Этанол (Т2) Роттердам

Этанол Бразилия

Этанол США

Этанол Украина

Бензин Regular США

Бензин А-95 (Украина)

Бензин Super 95 10ppm (Германия)

$0,871

$1,33

$0,72

$0,89

$1.01

$1,25

$ 2,15

 

По состоянию на 1.01.2010  года в мире работало около 670 НПЗ, общей производительностью около -  4.2 млрд. тонн нефти в год. Наиболее четко прослеживается конкуренция между линиями развития нефтепереработки  Северной Америки (в США-  149 НПЗ) и  Европы (в ЕС -135 НПЗ).    

 

Компонентный  состав   американского  бензинового фонда  (реформулированный бензин)  в начале 2009  года   следующий:  бензин каталитического крекинга -34%,  бензин риформинга – 28%,  алкилат – 12%,  изомеризат – 4%, добавки  (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ и др.) – 15%,  прочие -7%.    Компонентный состав  европейского бензина  включал в себя:  бензин  каткрекинга – 30%,  бензин  риформинга – 50%, алкилат -5%, изомеризат – 8%, добавки  (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -7%.

 

Среди  европейских  НПЗ наиболее  удачный компонентный состав бензинов в Германии: бензин  каткрекинга и  риформат – 73.4%, алкитат -5.1%, изомеризат - 16.2%, добавки - (этанол, ЕТВЕ, МТВЕ, ТАМЕ и др.) -5.3%. НПЗ Германии в 2010 году произвели около 16.5 млн. тонн бензина,  использование этанола  составило – 691 000 тонн  и 256 000 тонн ЕТВЕ.  НПЗ Италии в 2008 году произвели 20 млн. тонн бензина, для производства которого, кроме бензинов каталитического крекинга и каталитического риформинга было использовано: 2.9 млн.т. изомеризата, 1.7 млн. т. – алкилата, а также 237 000 т. – МТВЕ, 200 000 т. – ЕТВЕ и 237 000 т. – ТАМЕ.

 

Примеры использования компонентов бензина и этанола  для производства бензинов  в Германии (www.mwv.de):

1)   январь 2011 года: производство бензинов составило – 1.798 млн. тонн, для производства которых использовано 93500 тонн бензиновых компонентов (алкилит, изомеризат и др.), 76 500 тонн этанола, из которых 10 000 тонн  использовано для производства 20 000 тонн ЕТВЕ. То есть,  в составе  германского бензина – около 9.5% алкилата, изомеризата, этанола и ЕТВЕ.

2)   февраль 2011 года: производство бензина – 1.64 млн. тонн, для производства которого использовано 61500 тонн бензиновых компонентов (алкилат, изомеризат и др.), 78 500 тонн этанола, из которых 14000 тонн использовано для  производства 28 000 тонн ЕТВЕ. То есть, в составе германского бензина – около 8.4% алкилата, изомеризата, этанола и ЕТВЕ.

 

Для производства эфиров в мире применяются технологии известных нефтехимических компаний. В данное время наиболее воспринятыми являются технологии Phillips Pertroleum,  ARCO  Chemical  Technology, CD  TECH, Ethermax.

 

Сырье для производства эфиров МТВЕ, ЕТВЕ это спирты: метанол – МТВЕ и этанол – ЕТВЕ, а также изобутилен. Главными источниками получения изобутилена являются  бутиленовая  и изобутиленовая фракции, получающиеся в качестве побочных продуктов перегонки нефти на установках каталитического крекинга НПЗ и пиролиза нефтехимзаводов. Другим способом получения изобутилена в промышленности является дегидрирование бутановой фракции. В данное время в Европе около 50% изобутилена получают с установок каткрекинга  FCC  и 30%  дегидрированием  ТВА.

 

По состоянию на январь 2004 года в США действовало 47 установок по производству МТВЕ, Европе – 47, странах Ближнего и Среднего Востока 11, Азии 45, Латинской Америке 23, Канаде 1. Коэффициент использования мощностей был – 83.5%. В США собственное производство МТВЕ имели 33 НПЗ, которые покрывали половину спроса на МТВЕ. В 2001 году в США был зарегистрированный пик спроса на МТВЕ – 13,3 млн. тонн, потребление МТВЕ в Европе в тоже время составляло   4,2 млн. тонн.

В США,  начиная, с 2006 года действует запрет на применение МТВЕ для производства бензинов (Закон S.2962). В 2009 году США произвели – 2.36 млн. тонн МТВЕ, которое было экспортировано в Мексику, Венесуэлу, Чили и др.

 

Что касается ЕТВЕ, то мощности по производству этого оксигената достигли в 2006 году примерно 2,26 млн. тонн (для сравнения, 0,35 млн. тонн ЕТВЕ  в 2000 году).  Мощности по  производству ТАМЕ оцениваются в  0,5 млн. тонн (0,28 млн. тонн в 2000 году).

 

Наибольшие мощности по МТВЕ сосредоточены в Голландии, Франции, а по ЕТВЕ  – во Франции, Испании  и Германии. ТАМЕ производят в трех странах – в Германии (PCK), Италии (Saras) и Финляндии (Neste Oil). Несмотря на то, что доля МТВЕ  в совокупном использовании в Европе снижается, этот вид высокооктановых добавок остается в настоящее время наиболее распространенным. На Голландию, Германию и Великобританию приходится более половины от совокупных  европейских мощностей по производству  МТВЕ. Большие мощности находятся также в Бельгии (Exxon Mobil Antwerp Refinery,  Total Antwerp Refinery), Румынии(Petrotel LUKoil Ploieşti Refinerу, RAFO Oneşti Refinery, Arpechim Piteşti Refinery) и Италии (Raffineria di Gela, Raffineria di Milazzo, ERG Raffinerie Mediterranee ISAB, Priolo, Eni Div. Refining & Marketing, Sannazzaro).    

          

В Европе работает  почти двадцать заводских площадок c производства ETBE: LyondellBasell (Netherlands, France), TotalFinaElf, Ouest ETBE, Nord ETBE (France), Repsol YPF (Spain), Oxeno, PCK (Germany), Nedalco, Sabic Europa (Netherlands), ORLEN (Poland), MOL (Hungary), etc.  Самые крупные в Европе  производства ЕТВЕ  находятся на НПЗ Франции (Fos-sur-Mer) – 612000 т.год, в Германии (Mineralolrafinerie Karlsruche) – 163000 т.год.

 

Страны   ЕС  в 2009  году  произвели около  2.5 млн. тонн  ЕТВЕ,   в т.ч.  Франция – 770 тыс. тонн, Испания и Германия –  по 300 тыс. тонн каждая, импорт ЕТВЕ  составил – больше 300 тыс. тонн.   Страны ЕС достигли "политического соглашения" и приняли к исполнению Директиву  200928ЕС  об  увеличении доли возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления в ЕС до 20% к 2020 году. То есть,  в ЕС существуют  реальные предпосылки к увеличению потребления ЕТВЕ.  В соответствии с нашими прогнозами потребление ЕТВЕ в ЕС к 2015 будет составлять больше 3.0 млн. тонн, а соответственно уменьшаться потребление МТВЕ, при общем балансе потребления добавок к бензинам в 6.0 млн. тонн, что соответствует годичному потреблению бензина в ЕС  110.0  млн. тонн.

 

 

Дефицит ЕТВЕ, который будет составлять около 0.8-1.0  млн. тонн, возможно, будет покрыть только за счет строительства новых заводов в странах, в которых есть производство изобутилена, как основной составляющей  ЕТВЕ. Среди таких стран, где возможно новое производство ЕТВЕ рассматривается и Россия. Компания «Турал-110»  направила в конце 2010 года свои  предложения «Сибур», как крупнейшему  российскому  производителю  МТВЕ,  о переходе на производство ЕТВЕ. Однако прежнее  руководство компании не сочло  нужным даже рассматривать наше письмо. Думаю, это ошибочный подход «Сибура», по сколько экспорт российского МТВЕ в Европу  каждый год уменьшается. Однако, как говориться «им виднее..».

 

Конъюнктура рынка ЕТВЕ и МТВЕ зависит от трех основных факторов:

1) Спрос на высокооктановые бензины со стороны транспорта.

2) Ввод мощностей по производству высокооктановых компонентов (каталитического крекинга, алкилирования, изомеризации).

3)  Конкуренции на рынке добавок к топливу.

 

Учитывая то, что в  компонентном составе европейского бензина  присутствует около 7% оксигенатных  добавок, цена которых всегда выше цены бензина, очень важно пользоваться разработанным экономическим показателем соотношения цены: добавка – бензин. Такое соотношение,  выраженное в виде коэффициента фактора, отражает корреляцию между ее составляющими, что имеет практическую ценность.

 

Таким показателем  в  Европе принято называть коэффициент фактор – который равен соотношению цены МТВЕ разделенной на цену  бензина 10 ppm.  Коэффициент фактор по МТВЕ на протяжении последних месяцев  варьировался от 1.16 до 1.27. (см. таблицу 4). Данный коэффициент используют нефтяные компании производители бензинов и нефтехимические компании производители МТВЕ, он часто употребляется в аналитических отчетах европейских  котировок  Platts.

 

В настоящее время  в Европе и  мире  не существует практики учета коэффициента фактора между ценой  ЕТВЕ и бензина 10 ppm., учитывая это компания «Турал-110» ввела такую практику. К сожалению, российские аналитические компании не поддержали нашу  идею практиковать такой коэффициент фактор в России, в данное время он равен – 1.3, что собственно и равно европейскому коэффициенту. В своем авторском блоге «Оксигенатные добавки к бензинам» на аналитическом  химическом портале www.newschemistry.ru  я ежемесячно  публикую такие данные, в том числе и по России.

 

Расчеты показывают, что предлагаемый,  коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин  10 ppm, на протяжении последнего времени варьировался  от 1.37 – до 1.43 (см. таблицу 4).  Коэффициент  фактор для других стран может изменяться, например, потому что цена топливного этанола в разных странах мира не одинаковая (см. табл. 2).

 

Цена бензина 10 ppm, MTBE, ETBE на FOВ Роттердам  ($mt )

Коэффициенты факторы  за январь – апрель  2011 г.г.

 

      Таблица 4
 


п.п.

Дата

10 ppm

МТВЕ

Коэффициент
фактор

ЕТВЕ

Коэффициент
фактор

1

27.01.11

825.0

956.0

1.16

1166.0

1.41

2

14.02.11

834.0

981.0

1.18

1181.0

1.42

3

22.03.11

983.0

1155.0

1.17

1350.0

1.37

4

08.04.11

1110.0

1414.0

1.27

1590.0

1.43

              Источник: Platts, собственные расчеты.

 

Цены на MTBE в  Европе по существу продиктованы  ценами  бензина 10 ppm (Super 95) в период между серединой января к середине апреля.  Коэффициент фактор, между этими двумя нефтепродуктами, есть  относительно устойчивым, хотя и держится  на низких уровнях (1.16 -1.27).  Этот низкий факторный уровень коэффициента в Европе  не способствовал увеличению  импорта  МТВЕ со  стран Персидского Залива.

 

Цена на ЕТВЕ в Европе  была довольно высокая, а с начала 2011 года  перешла рубеж 1100 долларов за тонну, а в апреля составила около 1600 дол. за тонну.  На цену ЕТВЕ влияют следующие факторы:

1) высокая  цена  этанола в Европе (Т2 цена после оплаты налогов), которая  составляла  около  1100 долларов за тонну, и цена нефти – больше 120 дол. за баррель, что увеличивает цену фракций, содержащих изобутилен. Например, цена фракции бутилен-бутадиеновой (содержание изобутилен около – 30%) в России сегодня составляет  около – 930 дол. за тонну.

2) увеличение потребление ЕТВЕ для производства бензинов, уменьшая при этом потребление МТВЕ, что вытекает с Директивы 2009/28/ЕС. Коэффициент фактор ЕТВЕ – бензин составлял 1.37 – 1.43.

 

Очень  важным,  на мой взгляд,   экономическим  показателем,  в соотношении: этанол – МТВЕ - нефть  является расчет, сделанный американским  EIA  в 2001 году -  показатель  -  исследование проблемы замены в США  MTBE на этанол  в 2006 году. Расчеты  показали, что   требуется  9 баррелей этанола, чтобы заменить 10 баррелей MTBE.  Таким образом, в США для замены  212 000 баррелей/день  MTBE (28922 т.)  потребовалось -  191 000 баррелей/день этанола (26057 т.).  В 191 000 баррелей/день   этанола есть содержание энергии приблизительно - 115 000 баррелей/день нефти.

 

Учитывая вышесказанное, можно сделать  вывод: динамично развивающийся рынок добавок к бензину, в том числе этанола  в самом ближайшем будущем окажет существенное влияние на топливный рынок Европы и с этим нужно считаться.

 

 

Евгений Пущик – заместитель генерального директора НПФ «Турал-110»

(Азербайджан, Сумгаит)   г.Москва, 21 апреля 2011 года.

 


www.newchemistry.ru