НОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ АРОМАТИЗАТОРОВ


Ароматизаторы являются эффективным инструментом в создании неповторимых аппетитных продуктов. Успех их применения зависит от правильно организованного сотрудничества с разработчиками ароматизаторов.


 

Опыт работы нашей компании показывает, что большинство производителей до сих пор следуют традиционному способу подбора ароматизаторов, нацеленному на упрощение процесса выбора ароматизатора и использование массовых ароматизаторов среднего уровня. Оптимальный способ предусматривает создание ароматизатора с заданными свойствами с учетом категории и особенностей продукта. При этом флейвористы ориентируются на лучшие ароматизаторы и ароматизированные продукты, опираясь на свой банк эталонных образцов ароматизаторов и рыночных продуктов. Это позволяет производителям пищевых продуктов сэкономить силы и время на испытания при отборе ароматизаторов, а также избежать проблем при производстве и хранении продукта из-за возможного несоответствия ароматизатора по качеству и безопасности. Но главным преимуществом является создание уникального продукта с особенным вкусом и ароматом.

 

Искусством создания ароматов владеют флейвористы. Они могут не только воспроизвести в ароматизаторе любую вашу фантазию, но и предложить свое оригинальное видение с учетом особенностей вашего продукта, которое сделает ваш продукт уникальным и привлекательным. Успех создания ароматизатора во многом зависит от правильной постановки задачи перед флейвористом:

   наименование ароматизатора и его профиль;

   форма и вид;

   растворимость / растворитель;

   статус;

   дозировка;

   стабильность к конкретным условиям;

   дополнительные требования к составу;

   стоимость;

   санитарно-гигиенические и религиозные ограничения;

   специальные требования.

 

Форма и растворимость ароматизатора.

Требования к форме (жидкий или сухой) и виду (раствор или эмульсия, порошкообразный или гранулированный) ароматизатора зависят от особенностей продукта и от сложившихся в отрасли традиций.

 

Растворимость ароматизатора имеет большое значение, поскольку влияет не только на равномерность его распределения в продукте, но также на технологический процесс и стабильность продукта при хранении. Профессиональный подбор ароматизатора проводится с учетом особенностей продукта. При этом во внимание принимается не только растворимость ароматизатора, но и применяемый растворитель. Например, для кондитерских изделий на основе жиров или с низким содержанием влаги мы рекомендуем жирорастворимые ароматизаторы, а для взбивных изделий - водорастворимые. Для высокожирных маргаринов и спредов следует применять жирорастворимые ароматизаторы. А для низкожирных продуктов требуется ароматизация не только жировой, но и водной фазы, поэтому мы выбираем бирастворимые ароматизаторы.

 

Состав ароматизатора.

При разработке ароматизатора флейвористы учитывают вид продукта и параметры его производства. Например, в ароматизаторах для майонезов должны быть исключены ингредиенты, которые могут разрушать эмульсию.

 

Дозировка ароматизатора.

Концентрация ароматических веществ в ароматизаторе определяется требованиями к его дозировке. Дозировка ароматизатора задается в зависимости от различных факторов: сложившихся в отрасли традиций, технологических ограничений по дозировке, особенностей и характеристики ароматизируемого продукта.

 

Стабильность ароматизатора.

Под стабильностью ароматизатора понимается устойчивость его к различным факторам: температуре, окислению, рН и др. Требования к стабильности зависят от особенностей продукта. Например, для изделий, производство которых связано с усиленной аэрацией, нужны ароматизаторы, устойчивые к окислению. Некоторые продукты требуют устойчивости ароматизаторов при минусовых температурах, а для других необходима стабильность к высокой температуре.

 

Вкусовой профиль ароматизатора.

Ароматизатор представляет собой сложную смесь различных вкусо-ароматических веществ. От вида этих веществ и их соотношения зависит профиль ароматизатора. Ароматизаторы одного наименования могут иметь различные вкусовые оттенки. Профиль ароматизатора задается с учетом вида продукта, сложившихся в отрасли традиций, пожеланий клиента. Для оценки вкусового профиля ароматизатора используются дескрипторы, ассоциирующие вкус с конкретным продуктом с учетом различных особенностей: видовых, сортовых, стадии созревания, способов обработки и др.

 

Проявление ароматизатора в продукте.

При производстве и хранении ароматизированного продукта возможны качественные и количественные изменения ароматизатора. Отклонение дозировки ароматизатора от оптимальной может привести к изменению не только количественных (интенсивность) характеристик ароматизатора, но и качественных (профиль). Направленность этих изменений зависит от состава ароматизатора. Например, увеличение дозировки ароматизаторов может по-разному сказаться на интенсивности, которая может усилиться, снизиться или остаться без изменения.

 

Рецептурные компоненты (белки, жиры, углеводы) связывают ароматизаторы в комплексы, невоспринимаемые рецепторами, за счет чего изменяется интенсивность и профиль ароматизатора. Знание свойств продукта и ароматизатора позволяет дать правильные рекомендации по применению ароматизатора.

 

Большое влияние на полноту проявления и сбалансированность ароматизатора оказывают рецептурные компоненты, применяемые для создания вкуса и тригеминальных ощущений. Это связано с тем, что каждому типу аромата в натуральных пищевых продуктах соответствует определенный набор вкусовых ингредиентов (сахара, соли, кислоты, горечи, вяжущие вещества), влияющий на восприятие ароматических веществ. Например, ароматы фруктов и ягод, воспринимаются на фоне Сахаров и кислот. Поэтому кислый вкус, не только способствует усилению интенсивности фруктово-ягодных ароматизаторов, но в некоторых случаях даже необходим для выявления вкусовых особенностей некоторых ароматизаторов.

 

Стабильность ароматизатора зависит от особенностей технологического процесса. Поэтому рекомендации по способу введения ароматизатора даются нашими специалистами в зависимости от параметров процесса, применяемого оборудования и особенностей ароматизатора.

 

Хранение продукта приводит к ослаблению и даже ухудшению его вкуса и аромата. Правильно подобранный ароматизатор позволяет обеспечить хороший вкус и сгладить нежелательные привкусы в течение всего периода хранения и употребления продукта.

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка пищевых ароматизаторов можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок пищевых ароматизаторов  в России».

 

Т.Ф.Роенко, к.т.н., директор по развитию ООО «Ворлд Маркет», Журнал «Масла и жиры»