ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЫНКИ – поликарбонатные бутыли


Рост потребления поликарбонатных бутылей обеспечивается необходимостью обновления парка бутылей в процессе их износа, а также необходимостью расширения парка бутылей для удовлетворения растущего спроса на воду со стороны заказчиков.


 

Рынок доставки воды в таре емкостью 18,9 литра (5 галлонов) и 5 литров получил название HOD (аббр. Home and Office Delivery), что в переводе с английского означает: Доставка на Дом и в Офисы. В 2010-м году внутренний объем потребления воды в сегменте HOD оценивался на уровне 4 литра на душу населения или 560 млн. литров в год. Своего пика объем потребления воды на рынке HOD достиг в 2008-м году и составил 630 млн. литров. В пересчете на количество проданных производителями воды бутылей, объем рынка составил 29,6 млн. штук. По оценкам производителей и дилеров на рынке HOD ежегодно обновляется до 10% от объема оборачивающейся тары, что составляет 2,8-3 млн. бутылей в год.

По сравнению с 2007-м годом в 2008-м году рынок HOD вырос на 30% в относительном выражении или на 145 млн. литров в абсолютном. Рост рынка HOD на 145 млн. литров обусловил рост объемов производства поликарбонатных бутылей на 1,3 млн. штук, следовательно, на каждые 111 литров роста потребления воды пришлось по одной дополнительно произведенной поликарбонатной бутыли.

Основными потребителями поликарбонатных бутылей являются страны с развитым рынком розлива и доставки воды. Восточноевропейский рынок розлива и доставки воды оценивается на уровне 1665 млн. литров. 38% от восточноевропейского объема продаж приходится на Россию, 27% на Польшу, 13,2% на Украину, 6% на Румынию и 5% на Болгарию. Потребление бутылей в Украине оценивается на уровне 0,8-1 млн. штук в год, в Польше – 1,4-1,6 млн. штук в год. В Западной и Южной Европе наибольшая доля потребления бутилированной воды приходится на Италию, Германию, Испанию, Францию, Бельгию, Португалию, Австрию и Грецию, объем потребления поликарбонатных бутылей в указанных странах оценивается на уровне 5-6 млн. бутылей в год.

Мировым лидером по потреблению воды в крупной таре является США. Общий объем потребления воды в крупной и мелкой таре достигает 33 млрд. литров в год, доля сегмента розлива и доставки воды составляет до 40% от общего потребления бутилированной воды. Потребление бутилированной воды в США достигает 106 литров на человека, при уровне потребления воды в сегменте розлива и доставки – 42 литра на человека. Потребление поликарбонатных бутылей оценивается на уровне 30-40 млн. штук в год.

В последнее время, в Европе и США усиливаются экологические опасения относительно поликарбонатных бутылей. В процессе эксплуатации поликарбонатные бутыли выделяют бисфенол А в незначительных количествах. Реагируя на запросы и опасения клиентов, компания Greif в 2010-м году разработала бутыль из сополиэфира, не содержащую бисфенола А. С дальнейшим усилением экологических опасений бутыли из нового сополиэфира могут занять свою нишу на рынке розлива и доставки воды.

Потенциал потребления ПК бутылей следует оценивать на основе потенциала рынка HOD. Доля HOD на рынке бутилированной воды в США достигает 40%, что при текущих темпах развития рынка может стать целевым показателем для российского рынка на ближайшие 25-35 лет. При объеме потребления бутилированной воды на уровне 4,3 млрд. литров в 2010-м году, потенциал потребления воды на рынке HOD составляет 1,72 млрд. литров при реальном объеме потребления 560 млн. литров. С развитием российской экономики, в перспективе до 2030-го года потенциал рынка HOD может вырасти до 5 млрд. литров в год при реальном объеме потребления 2 млрд. литров. При описанном оптимистичном сценарии российскому рынку потребуется до 8,4 млн. бутылей в год для обновления парка производителей воды и до 650 тыс. бутылей в год для расширения парка бутылей.

Прогноз развития рынка питьевой воды

Основной тенденцией, определяющей тренд роста российского рынка бутилированной воды, является рост культуры потребления питьевой воды, а также стагнация рынка сладкой воды, что позволяет сделать вывод о дальнейшем росте потребления воды в крупной таре емкостью 6 и 19 литров. При этом производители, которым удалось удержаться и развиться на рынке воды в крупной таре, будут вводить в ассортимент воду в мелкой таре емкостью до 2-х литров. Низкое качество водопроводной воды во многих регионах создает благоприятную почву для развития рынка розлива и доставки очищенной питьевой воды.

В 2010-м году объем потребления бутилированных питьевых вод составил 29 литров на душу населения, в то время как в странах Евросоюза объем потребления бутилированной питьевой воды составляет 98 литров на душу населения, что говорит о значительном потенциале российского рынка бутилированных вод.



C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка поликарбонатных бутылей можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок поликарбонатных бутылей  в России».


www.polymery.ru