РЫНОК ЦЕМЕНТА ОСЕНЬЮ 2011-ГО


В сентябре на 12 тыс. тонн, или на 12%, выросли объёмы импортных перевозок цемента по железной дороге – до 116 тыс. тонн. Объёмы экспорта упали на 13% (13 тыс. тонн) – до 87 тыс. 


При этом за девять месяцев объёмы импорта цемента по железной дороге увеличились в полтора раза, на 51%, к 2010 году и составили 583 тыс. тонн. 

 

«Рост импорта объясняется двумя причинами: дефицитом специализированных вагонов в стране и спекулятивным ростом цен на цемент. Белоруссия вынуждена экспортировать цемент в том числе по причине экономического кризиса, при котором выгоднее продавать товар за пределы республики, получая при этом валюту», – отметил директор по маркетингу компании «СМПро» Евгений Высоцкий. 

 

Аналитик отдела анализа рынка акций ЗАО «ТКБ Капитал» Анатолий Высоцкий сообщил, что цены в России выросли до той планки, когда иностранцам стало выгодно везти товар к нам. «По данным Министерства экономического развития РФ, цены на цемент у производителей с начала года выросли на 33,6%, до 2,9 тыс. руб. за тонну. Похоже, что это тот уровень, который позволяет импортёрам не только держать долю на российском рынке, но и зарабатывать прибыль. Основные страны – импортёры цемента за восемь месяцев – это Турция (28,8%), Эстония (10,1%), Белоруссия (11,8%) и Китай (9,1%). Сейчас критичным рост импорта называть не стоит. В годы кризиса мы наблюдали цену в районе $150 за тонну цемента, вот тогда турецкие производители пытались захватить наш рынок», – отметил эксперт.

 

Директор по коммуникациям «СМПро» Роман Куприн отметил, что снижение отгрузок цемента железнодорожным транспортом в сентябре достигло 6% по сравнению с последним летним месяцем. «Всего в сентябре железная дорога вывезла 3,5 млн тонн. Структура перевозок в сентябре по видам вагонов претерпела изменения по отношению к августу. С 70 до 73,5% увеличилась доля хоппер-цементовозов, а доля крытых вагонов и полувагонов снизилась с 20 до 16,5%. На зерновозы и прочие вагоны, как и раньше, приходится около 10% объёма», – рассказал Роман Куприн. 

 

Общая годовая производственная мощность цементной отрасли находится на уровне 78 млн тонн. В ближайшие три-четыре года ожидается дополнительный ввод мощностей до 30 млн тонн. Два последних летних месяца цементные заводы России работали на полную мощность. В июле и августе текущего года были достигнуты рекорды в производстве цемента за месяц, производство достигло 6,5 млн тонн. 

 

Помимо уже действующих заводов по производству цемента планируется открытие новых предприятий и освоение месторождений. Импорт, выросший почти в два раза, поражает при наличии в стране собственных ресурсов. К примеру, в Суражском районе Брянской области нашли месторождение цементных мергелей. Пласт залегает близко к поверхности, что позволит разрабатывать карьер открытым способом, без взрывных работ. По данным «Брянскгеологии», на разведанных территориях можно получить около 250 млн тонн сырья. Планируется, что предприятие, которое откроется в 2015 году, будет выпускать до 2 млн тонн цемента в год. Даже если в дальнейшем мощность завода увеличится вдвое, Суражское месторождение цементных мергелей позволит обеспечить его работу более чем на 50 лет.

 

Президент холдинга «Евроцемент груп» Михаил Скороход сообщил, что к 2015 году будут введены в эксплуатацию новые заводы мощностью 11,7 млн тонн цемента. По его словам, компания намерена реализовать программу по развитию и совершенствованию транспортной инфраструктуры: до 2013 года планируется увеличение парка вагонов в оперативном управлении до 10–12 тыс. единиц для поддержания возрастающего грузооборота.

 

 

C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка цемента можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков  «Рынок цемента в России».

 

 

 

Автор: Татьяна Максимова