ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА |
Городской транспорт Ставропольского края переведут на газомоторное топливо - сжиженный углеводородный газ (СУГ) и компримированный природный газ (КПГ). |
27 декабря 2011 года в Министерстве энергетики Российской Федерации под председательством директора Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России П.А. Дегтярева состоялось совещание по проведению эксперимента, который заключается в значительном расширении использования природного и сжиженного газа (СУГ) в качестве моторного топлива (ГМТ) в Ставропольском крае.
В совещании приняли участие представители Минэнерго России, Минпромторга России, Минсельхоза России, Минэкономразвития России, Министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края, научно-исследовательского сообщества, ОАО «Газпром» и дочерних структур, а также компаний, устанавливающих газобалонное оборудование. В рамках совещания были обозначены первоочередные задачи по реализации пилотного проекта в Ставропольском крае с целью выполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 22 ноября 2011 года № ИС-П9-8278.
Открывая совещание, директор Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России П.А. Дегтярев отметил конкурентные преимущества и экологичность газомоторного топлива по сравнению с бензином и дизельным топливом, особенно в крупных городах. По мнению Минэнерго России, системное решение экологических проблем крупных городов возможно при переводе части техники на более экологичное топливо – компримированный природный газ (КПГ, метан) и сжиженный углеводородный газ (СУГ, автомобильный пропан-бутан). По словам представителя Минэнерго России, на сегодняшний день доля газомоторного транспорта в суммарном автомобильном парке нашей страны не превышает 2-3%. В целях развития рынка газомоторного топлива необходимо развивать инфраструктуру. Министерство энергетики РФ ведет в этом направлении планомерную работу по изменению сложившейся ситуации.
Имеющийся опыт эксплуатации газобаллонной техники подтверждает коммерческую эффективность перевода автомобильного транспорта для работы на природном газе и СУГ. Масштабный переход Ставропольского края на газомоторное топливо станет прецедентом в России и способствует значительному снижению издержек, получению экономической эффективности, что в дальнейшем позволит ретранслировать опыт этого региона в другие субъекты РФ.
Программа по широкомасштабному использованию компримированного природного и сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива в Ставропольском крае предусматривает поэтапную замену автомобильной техники с дизельными и бензиновыми двигателями и, в первую очередь, городского и муниципального транспорта на новую технику с газовыми двигателями. Программа также предполагает перевод на ГМТ автомобилей, находящихся в эксплуатации. Такой путь, как показывает мировой и отечественный опыт, позволяет существенно сократить сроки окупаемости затрат на создание инфраструктуры заправки, техобслуживания и на реконструкцию автотранспортных предприятий.
Планируется, что к концу 2013 года (при условии использования 101,5 млн куб. м КПГ в год) будут переведены на КПГ 6 000 единиц автотранспорта бюджетных организаций и муниципальных предприятий – коммунальная техника, грузовики, автобусы в крупных городах края: Ставрополе, Невинномысске, Георгиевске, Минеральных Водах, Пятигорске, Ессентуках. Выбросы загрязняющих веществ сократятся на 26,2 тыс. т в год. Таким образом, программа благотворно повлияет на экономику края.
В свою очередь, представитель ОАО «Газпром» Е.Н. Пронинсообщил о готовности компании к расширению использования газомоторного топлива в Ставрополье. 1 декабря 2011 года между Минпромэнерготранспорта Ставропольского края и ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» подписано Соглашение о взаимодействии при реализации Программы. Соглашением предусмотрен ряд мер по развитию инфраструктуры, включающих строительство на территории Ставропольского края 10 новых автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) и 5 пунктов по переводу автотранспорта на КПГ. Также в рамках реализации Программы Ставропольского края подготовлен план-график синхронизации мероприятий по строительству АГНКС и пунктов по переводу автотранспортных средств на КПГ. Кроме того, Е.Н. Пронин отметил, что в Программу необходимо внести дополнение о переводе транспортных средств на СУГ.
Представитель ООО «РариТЭК» Р.Р. Батыршинрассказал о планах ОАО «КАМАЗ» по производству техники, работающей на ГМТ, и об обеспечении такой техникой потребителей Ставропольского края. Все участники совещания подчеркнули, что экономически эффективнее закупать новую технику с установленным газомоторным оборудованием, нежели переоборудовать на газ старую технику. По итогам совещания решено доработать краевую программу Ставропольского края по переводу техники на газомоторное топливо, включив в нее раздел, касающийся перевода транспорта на СУГ, предложения о необходимости закупки новой техники и т.п. Проект доработанной программы будет представлен в Минэнерго России в январе 2012 года.
Справочная информация. Постановлением Правительства Ставропольского края от 15 декабря 2010 г. № 436-п утверждена краевая программа «Использование в Ставропольском крае компримированного природного газа в качестве моторного топлива в 2011-2013 годах». Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Ставропольского края, собственных средств хозяйствующих субъектов. Общий объем финансирования составит 1 943 942,6 тыс. руб., в том числе за счет бюджета Ставропольского края 37 956,8 тыс. руб.
Минпромторг России совместно с ФГУП «НАМИ» разработал проект комплексной программы проведения эксперимента по расширению использования ГМТ в Ставропольском крае, который включает в себя рзработку технико-экономического обоснования перевода техники на ГМТ, создание нормативно-правовой базы, разработку методов стимулирования перевода сельхозтехники на КПГ. В программу также входит создание инфраструктуры заправки и сервисного обслуживания газобаллонной техники, техническая реконструкция автотранспортных предприятий, обеспечивающая безопасную эксплуатацию газобаллонной техники, закупка автомобильной техники с газовыми двигателями и расширение парка газобаллонных автомобилей за счёт переоборудования автомобилей, находящихся в эксплуатации.
С анализом российского рынка автомобильных баллонов высокого давления Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных баллонов высокого давления в России».
|