ИННОВАЦИИ В УПЛОТНЕНИИ БОЛОТИСТЫХ ОСНОВАНИЙ


Заведующий кафедрой «Транспортные и технологические системы» института транспорта ТюмГНГУ Шахбуба Мерданов занимается усовершенствованием машины для уплотнения болотистых оснований.


Идеями по ее использованию профессор намерен поделиться с тюменцами на предстоящей конференции, посвященной проблемам транспорта, которая пройдет в мае этого года в тюменском технопарке.

Как рассказали ИИ «NewsProm.Ru» в управлении информационной политики ТюмГНГУ, над разработкой машины, кроме профессора Мерданова, трудились также преподаватели его кафедры: Николай Смолин, Николай Карнаухов, Александр Иванов, Александр Иванов (сын).

Первоначально машина (каток) для уплотнения болотистых оснований была создана для прокладывания зимников — временных дорог, обеспечивающих сообщение между населенными пунктами и промышленными объектами в холодное время года на Крайнем Севере и в Сибири. 

В сезон, когда водный транспорт использоваться не может, до нужного места можно добраться двумя способами — с помощью авиатехники, что достаточно затратно, и на автомобильном транспорте — по зимним дорогам. Обустройство последних для нашего региона — вопрос актуальный. 

Профессор Мерданов предлагает начинать строительство зимников еще осенью. Способ их укладки, предложенный Шахбубой Магомедкеримовичем, пригоден для болотистых местностей тундры и лесонтундры. В основе разработки — забота об окружающей среде и безопасности человека за рулем.

Суть работы машины в следующем: она приминает верхний слой мха, погружая его в воду, тогда как нижний его слой приподнимается — образуется своеобразная водяная подушка, которая при низких температурах превращается в прочную ледяную платформу, на основе которой и строится зимник. На платформу накидывается снег (при необходимости и увлажняется) и плотно трамбуется. Такой способ имеет ряд преимуществ перед привычным. 

Обычно зимник прокладывается тракторами и бульдозерами: снег расчищается и складывается по обочинам дороги, при этом повреждается ягель, который является основным источником питания для оленей. А если учесть, что оленеводство — основной вид деятельности северных народов, то становится понятно, почему так важно сохранить мох, на восстановление которого потребуется минимум 50 лет.

Зимняя дорога, сделанная с помощью катка, удобна, прежде всего, для автомобилистов — она не заметается снегом, остается ровной и безопасной весь период ее использования.

По словам профессора Мерданова, машина может эксплуатироваться и при укладке капитальных дорог. В канавки, которые образуются на покрытии при прохождении машины, можно насыпать наполнители, обработанные органическими или неорганическими вяжущими материалами, а если сверху положить еще слой такого материала, то, при соблюдении всей технологии, получим усиленные, прочные, устойчивые к образованию колеи, дороги. 

Прицепить каток можно к любому тягачу или машине, никаких специальных приспособлений не нужно. Регулировать глубину канавок также достаточно просто: для большей выемки платформу катка можно нагружать бетонными плитами или мешками с цементом (груз может быть любым), и, наоборот, чтобы уменьшить глубину, груз нужно убрать.

- Я уверен, что машина будет востребована, — говорит Шахбуба Магомедкеримович. — Она универсальна и проста в эксплуатации, ее можно применять и при строительстве зимника, и при строительстве капитальных дорог. В России, где так остро стоит дорожный вопрос, я думаю, наше изобретение не останется без работы. Со своей стороны я сделаю все, от меня зависящее, чтобы доказать его эффективность.

 

www.newchemistry.ru