GTL-ПРОЕКТ РОСНЕФТИ


Новая установка появится на Новокуйбышевском НПЗ, куда в начале этого года ОМЗ поставил оборудования для установки гидрокрекинга.


Роснефть, в чью структуру входит Новокуйбышевский НПЗ, уже приступила к проектированию опытно-промышленной установки GTL. Проект она будет реализовывать самостоятельно, используя собственные разработки. Точный объем инвестиций не сообщается, однако, известно, что он будет ниже, чем у иностранных компаний.


Роснефть считает перспективным это направление по нескольким причинам:


1. В первую очередь GTL-технология позволит выпускать более экологическое моторное топливо, так как более чистое GTL-дизтопливо путем смешения с обычным дизтопливом повышает качество последнего. Традиционно около 70% производимого по технологии GTL сырья перерабатывают в дизельное топливо. 
2. Вторым по значимости GTL-продуктом является нафта - сырье для нефтехимической промышленности.
3. Также в компании считают, что ввод в эксплуатацию GTL - установки будет способствовать монетизации газовой программы Роснефти.

Реализация программы стала возможной благодаря недавнему приобретению Центра исследований и разработок, который обладает компетентными знаниями и опытом данной сфере. Роснефть задумалась о правильном использовании ПНГ, и природного газа путем превращения их в синтетическое топливо еще в 2006 году. С. Богданчиков, который на тот момент возглавлял компанию, заявил, что не терпит пропажу полезных ископаемых в результате нерационального использования, поэтому знает, что нужно делать с бездарно сжигаемым ПНГ. Тогда же над этой проблемой усердно работали Газпром и Shell, которые летом 2006 года вели переговоры о создании СП для переработки природного газа в синтетическое жидкое топливо. Кстати далеко не первое и не последнее СП этих двух компаний. 

 

Глава Газпрома А. Миллер тогда заявлял, что завод по переработке 12 млрд м3 газа в год по технологии GTL возможно разместится в Надыме.  Инвестиции в этот проект на тот период оценивались в 7-8 млрд долл США. Однако проект так и не получил развитие. Shell уже успешно работает в данном направлении. В апреле 2011 года он совместно с Qatar Petroleum запустил в Катаре 1-ый завод по переработке газа в жидкое топливо (Gas-To-Liquid).


Узбекистан также в прошлом году озаботился проблемой производства жидкого синтетического топлива, однако, уже из угля.  Проблемой истощения запасов нефти сейчас озабочены многие, тем более что в Узбекистане в течение последних 5-ти лет идет стабильное понижение показателей добычи. И использование угля как альтернативы, кстати, рассматривается не только Узбекистаном, но и Украиной. Осенью прошлого года Узбекистан также сообщил о создании СП с Petronas и Sasol для производства экологичного топлива на территории России.


Простая технология GTL является на сегодняшний день довольно эффективной. Из природного газа получается промежуточный синтез-газ путём соединения углерода с кислородом, затем из синтез-газа получают синтетическую нефть (используя катализаторы кобальт и железо), из которой в итоге получают высококачественные, не содержащие серу моторные топлива. Которые, к слову, по качеству не отличается от Евро топлив.


Неизвестно еще, приживется ли данная технология в России, где большая часть населения ездит на отечественных автомобилях, которым качественное дорогое топливо не только не поможет, а может даже навредить. Однако, есть надежда на то, что наш автопром будет с каждым годом только модернизироваться и соответствовать современным технологиям.

 

www.newchemistry.ru