ИНВЕСТПРОГРАММА МОЗЫРСКОГО НПЗ |
Программа развития ОАО «Мозырский НПЗ» на период 2010–2015 годов предполагает решение очередных амбициозных задач. В частности, намечено: |
увеличить объемы переработки нефти до 12 млн т в год (нынешняя мощность предприятия по переработке с учетом вторичных процессов составляет около 11 млн т в год);
В реализацию программы планируется вложить около $1,2 млрд. В декабре прошлого года в Мозыре была введена в эксплуатацию установка гидроочистки дизельного топлива. Расчетная производительность нового комплекса по сырью составляет 3 млн т в год. Кроме собственно установки гидроочистки, в него входят установка очистки парового конденсата, районная конденсатная станция, факельное хозяйство и блок регенерации моноэтаноламина. В объект инвестировано $208,4 млн.
Новая установка гидроочистки (Prime D по лицензии французской компании Axens) позволяет получать дизельное топлива со сверхнизким содержанием серы 10 ppm (стандарт EN 590:2009) и цетановым индексом не менее 58. Благодаря этому Мозырский НПЗ, по словам заместителя генерального директора предприятия Виталия Павлова, начиная с текущего года полностью перейдет на выпуск дизельного топлива в соответствии с требованиями последних европейских спецификаций (Евро-5). В 2011 году также была пущена установка производства водорода по технологии компании Foster Wheeler (Италия). Ее мощность – 50 тыс. м³ водорода в час, объем инвестиций – $98,2 млн. Она обеспечит потребности в водороде ряда установок – гидрообессеривания бензина каталитического крекинга, гидроочистки дизельного топлива, изомеризации.
Автоматизированная установка тактового налива бензинов мощностью 5 млн т в год позволит снизить потери нефтепродуктов (при обычном процессе они достигали ежегодно порядка 2 тыс. т), ускорить операции налива и уменьшить негативное влияние на окружающую среду. Объем инвестиций в объект составил $33 млн. Лицензиар технологии – компания Marcon (Германия).
Реализация этих проектов позволила Мозырскому НПЗ войти в число лучших нефтеперерабатывающих заводов Восточной Европы.
Среди важнейших объектов – установка изомеризации (лицензиар – компания Axens) мощностью 300 тыс. т в год. В этот проект инвестируется почти $100 млн. Как сообщил НГЕ исполняющий обязанности директора дирекции по реконструкции и развитию Михаил Тяглик, в настоящее время продолжается монтаж оборудования. С пуском установки, а он намечен на этот год, увеличится выпуск автомобильного бензина АИ-95 по стандарту ЕN 228:2008 (Евро-5) и прекратится производство бензина – сырья пиролиза, который будет служить сырьем для установки изомеризации. В скором времени Мозырский НПЗ изменит структуру производства товарных бензинов (табл. 2). С 2013 года выпуск низкооктанового бензина прекратится. В текущем году предстоит ввести в эксплуатацию установку вакуумной перегонки мазута мощностью 3 млн т в год по технологии компании ЗАО «Нефтехимпроект» (Россия). Это даст возможность увеличить глубину переработки нефти, снизив выход топочного мазута. Инвестиции в объект составят около $80 млн. С его пуском уменьшится доля прямогонного мазута в товарном мазуте и увеличится количество прямогонного гудрона, не перерабатываемого на установках вторичной переработки. Производство товарного мазута в 2012 году уменьшится и составит 3 млн 418 тыс. т (в 2011 году – 3 млн 655 тыс. т).
В планах на 2013–2014 годы – ввод в эксплуатацию комплекса производства высокооктановых компонентов бензина (технология Axens). В него войдут: – установка производства метилтретбутилового эфира (МТБЭ) мощностью 60 тыс. т в год;
«Ввод в эксплуатацию установок МТБЭ, Димерсол-G и ТАМЭ увеличит количество компонентов бензина с высоким октановым числом, – сообщил НГЕ главный технолог ОАО «Мозырский НПЗ» Александр Шорец. – Это позволит отказаться от производства бензина ОЧИМ 80, в то время как доля АИ-95 по стандарту Евро-5 возрастет до 83,2%».
К 2015 году планируется построить комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. В его состав войдут: Инвестиции в этот масштабный проект превысят $890 млн. Ввод комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков позволит увеличить глубину переработки нефти, снизить производство товарного мазута в три раза. При этом весь его объем будет производиться по европейскому стандарту ISO 8217. Объем производства бензинов увеличится на 200 тыс. т в год, дизельного топлива стандарта Евро-5 – на 825 тыс. т в год. Содержание серы в товарном мазуте снизится до 1% масс.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка смазочных масел можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок смазочных масел в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка антидетонационных добавок можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок антидетонационных добавок в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России». C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка МТБЭ можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок МТБЭ в России».
Владимир Шлычков
|