РЫНОК ЖДЕТ ЗАКОН О БИОТОПЛИВЕ


Новый проект "Роснано" и ВЭБа по переработке жмыха и фуража в добавку к топливу претендует на господдержку.


 

Со следующего года в Омской области стартует производство этилтрет-бутилового эфира (ЭТБЭ). Эта биоприсадка к топливу из отходов переработки зерновых культур на Западе заменяет подобную присадку из нефти. Перспектива получения восьмикратной выгоды от обработки зерна вдохновила на инвестиции ВЭБ и "Роснано", которые в общей сумме вложат в проект более 235 млн. Получил проект одобрение со стороны Минсельхоза и экологов. Эксперты, однако, уверены, что в ближайшие десять лет рано говорить о переходе на экологичное топливо.


Разработчик ЭТБЭ - некоммерческое партнерство "Центр инноваций". "Группа компаний "Титан", которая и получит инвестиции от ВЭБа (согласие имеется), планирует выпускать ЭТБЭ уже с начала следующего года, сразу после завершения строительства завода по производству экологического топлива. Об этом "Известиям" рассказал представитель НП "Центр инноваций" Татьяна Митина. Главная идея проекта в том, что животноводство и обработка зерновых культур будут соседствовать с заводом по производству биотоплива, где жмых и фураж, скармливаемые скоту, а то и вовсе выбрасываемые, будут перерабатываться в экологичную добавку к топливу.

Завод в Омске строит Михаил Сутягинский, президент "Группы компаний "Титан". Эта компания известна как производитель "химического" аналога ЭТБЭ, который производится из нефти - метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ). Содержание МТБЭ в бензине по ГОСТУ составляет до 15%, это непременный компонент любого бензина. В последнее время мировой спрос на МТБЭ упал - большинство стран мира постепенно отказываются от его использования в связи с его неэкологичностью. В США с 2006 года использование МТБЭ запрещено, а в Европе производители бензина сами постепенно отказываются от него, так как химическая присадка не позволяет делать бензин стандарта "Евро-4".

- Переход на биоприсадку будет настоящим благом для населения, - уверен заместитель завкафедрой переработки нефти, профессор РГУ нефти и газа имени Губкина Юрий Киташев. - При перевозках, погрузках и переливах бензина на МТБЭ часть углеводородов испаряется и попадает в воздух. ЭТБЭ - это хорошая присадка, повышающая октановые числа.

Эксперты говорят, что ЭТБЭ так же безвреден для двигателя, как и его нефтяной аналог.

- Что ЭТБЭ, что МТБЭ на двигатель не будут оказывать отрицательного влияния, если, конечно, добавлены в той дозе, в которой рекомендовано техрегламентом на топливо.

Учитывая статусность акционеров проекта, у НП "Центр инноваций" будут возможности для лоббирования своего биобензина в органах власти. По словам Татьяны Митиной, НП уже ведет переговоры с рядом ведомств о возможном обязательном распространении биобензина на российских автозаправках.

Омское предприятие намерено обрабатывать 750 тыс. т зерна в год, что позволит производить порядка 330 тыс. т ЭТБЭ ежегодно. Это биржевой товар, и цены на него могут существенно колебаться от $900 до $1,6 тыс. за 1 т, рассказали "Известиям" в "Центре инноваций". Нефтяные компании пока неохотно говорят о переходе на ЭТБЭ, неофициально указывая, что им это совсем невыгодно.

- Если мы сами производим МТБЭ у себя на заводах, зачем нам закупать где-то, да еще и с доставкой? Понятно, что себестоимость внутреннего производства меньше. Очевидно, что бензин подорожает, если мы будем закупать добавки у сторонних поставщиков, - рассказал сотрудник одной из нефтяных компаний.

По мнению аналитика "ВТБ Капитал" Александра Киревнина, для того чтобы нефтяники начали использовать такие технологии, правительство должно их, нефтяников, как-то мотивировать - либо предоставить налоговые льготы, либо повысить акцизы на другие виды нефтепродуктов, в производстве которых биоприсадки не применяются. В Европе основным инструментом, применяемым в данном случае, являются налоговые льготы.

В Минсельхозе говорят, что о полном переходе на ЭТБЭ в масштабах всей страны речи быть не может еще лет десять.


- Да, этот прецедент очень интересный, мы одобряем его по всем статьям, - говорит заместитель директора департамента научно-технической политики Минсельхоза Виталий Волощенко. - Но, чтобы подкрепить это господдержкой, нужно вписать это в госпрограмму.

По данным Минэнерго, в России сейчас действующих проектов по поддержке биотоплива не существует. Минсельхоз рекомендовал НП "Центр инноваций" подать заявку на господдержку в Минэкономразвития от биокластера, но из ста заявок различных ведомств финансирование подписали только десять, шесть из которых фармацевтические, остальные атомные.

- Научных разработок уже достаточно, нужно вести речь о внедрении этих научных разработок на их коммерциализацию и получение рубля, - считает Волощенко.

 

Подробнее перспективами переработки топинамбура можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок продуктов переработки топинамбура»

 

 

www.newchemistry.ru