РОССИЙСКАЯ ФАРМАЦЕВТИКА В ЦИФРАХ


В докладе «Финансовой газеты» сообщается, что совокупный объем российского рынка фармацевтической продукции в 2010 г., по оценке, полученной на основе данных Росстата, составил 471 млрд руб. (в ценах производителей). По сравнению с 2009 г. прирост составил 26%. 


 

Более 70% внутреннего спроса на фармацевтическую продукцию удовлетворяется за счет импортных поставок. При этом почти вся продукция российской фармацевтической промышленности реализуется на внутреннем рынке. 

Из-за высокой доли импорта внутреннее потребление фармацевтической продукции чувствительно к изменению курса рубля. Падение курса рубля в конце 2008 г. — начале 2009 г. привело к сокращению импорта в долларовом выражении почти на 6%, однако уже в 2010 г. импорт в стоимостном выражении возобновил рост, увеличившись почти на 30%. 

Объем внутреннего производства фармацевтической отрасли в последние годы неуклонно растет. При этом бóльшая часть производимой продукции фармацевтической отрасли потребляется на внутреннем рынке. 

Экспорт российской фармацевтической продукции крайне незначителен и в 2010 г. составил всего 7,4% от объема производства. Хотя в стоимостном выражении объем экспорта растет, его доля в объеме производства падает. 

Основными зарубежными рынками сбыта российской фармацевтической продукции являются страны СНГ. 

Что касается производства, то согласно данным доклада, отечественная фармацевтическая промышленность в целом является догоняющей по отношению к мировой отрасли. Подавляющее большинство препаратов, которые производятся в России, уже давно производятся во всем мире, а часть производимых препаратов является устаревшими. 

В начале 2000-х годов фармацевтическая промышленность России была одной из наиболее динамичных отраслей экономики. 

Несмотря на то что за последние годы список производимых торговых марок лекарственных средств пополнился рядом оригинальных российских разработок и современных дженериков[1], до сих пор по объему производства в России второе место занимает натрия хлорид (физраствор). 

Российский фармацевтический рынок развивается весьма динамично. Благодаря реализации государственных программ в области здравоохранения в течение двух последних лет показатель ежегодного прироста расходов на лекарства составляет около 18%. 

Продажи импортных лекарственных препаратов формируют более трех четвертей всего стоимостного объема российского рынка лекарств. 

При этом в натуральных показателях наблюдается обратная ситуация — российские фармпроизводители на две трети обеспечивают рынок лекарственными препаратами. 

Недостаток инновационных препаратов в ассортименте выпускаемой продукции и ориентация на производство дженериков фактически закрывают отечественным производителям доступ на внешние рынки. 

По данным Росстата, доля инновационной продукции в общем объеме фармпроизводства на протяжении 2006—2010 гг. не превышала 4–7%. 

В результате доля экспорта в 2010 г. составила всего 7% от общего объема производства лекарственных средств. Основными рынками для российской фармпродукции являются страны СНГ, на которые в 2010 г. пришлось 77% всего российского экспорта. 

По итогам 2010 г., три четверти всего экспорта российской фармпродукции в странах СНГ приходилось на четыре страны — Украина (31%), Узбекистан (18%), Казахстан (13%) и Азербайджан (13%). 

В заключении доклада внимание уделяется также проблеме влияния на развитие отрасли вступления России в ВТО. 

Пока нельзя дать однозначной оценки того, как вступление России во Всемирную торговую организацию скажется на развитии российской фармацевтики. 

С одной стороны ожидается, что снижение пошлин на импортные лекарства и медицинское оборудование увеличит приток импорта и может привести к закрытию ряда производств или к их поглощению зарубежными компаниями. 

В то же время перспектива конкуренции с мировыми брендами должна стимулировать российские предприятия к модернизации, оптимизации системы управления, внедрению энергосберегающих технологий, бережному отношению к ресурсам, созданию эффективных производств. 

Присоединение России к ВТО, по мнению экспертов, повлечет за собой вступление в силу ряда норм по охране интеллектуальной собственности, закрепленных в Законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». 

В частности, это касается так называемой защиты эксклюзивности данных. Указанные нормы запрещают в течение 6 лет с момента регистрации оригинального лекарственного препарата осуществлять регистрацию дженериков, ссылаясь на данные доклинических и клинических исследований референтного препарата. 

Гарантии такой защиты будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности российского рынка для ведущих зарубежных фармацевтических компаний и сделают работу в России более прогнозируемой. Защита также станет дополнительным стимулом для фармацевтических компаний, работающих в России, к проведению дорогостоящих исследований по разработке инновационных лекарств. 

 

 

 

Источник: Ремедиум