ПОД КРЫЛОМ СИЛЬНОЙ КОМПАНИИ


В июле этого года исполнилось пять лет нефтехимическому холдингу компании «Татнефть», созданному в июле 2002 года с целью управления группой нефтехимических производств России и Татарстана, вошедших в его состав.
В канун первого юбилея с заместителем генерального директора ОАО «Татнефть» по нефтехимическому производству – директором Управляющей компании ООО «Татнефть-Нефтехим» Загитом ШАРАФЕЕВЫМ беседует корреспондент Юрий БОРТНИКОВ.


 

- Загит Фоатович, известно, что основной задачей нефтехимического комплекса, поставленной перед ним материнской компанией «Татнефть», было связать в единую технологическую цепочку, замыкаемую на «Нижнекамскшине», все ее звенья – от   обеспечения шинников сырьем, материалами и оборудованием  до выпуска и реализации готовой продукции.  Насколько успешно решается эта задача?
- В минувшем  году, сохраняя и развивая  положительную динамику в деятельности нефтехимического комплекса – а именно такое требование было предъявлено нам головной компанией «Татнефть», шестью предприятиями нефтехимического комплекса  произведено товарной продукции в объеме 21,3 млрд. руб., что на 5,9% выше, запланированного уровня. Нижнекамские шинники, прочно удерживающие сегодня лидирующие позиции в отрасли, произвели рекордное за время существования своего предприятия количество шин (12 млн. 206 тыс. штук), а в этом году планируют превзойти свой  рекорд. Неуклонно растут и объемы выпуска технического углерода - в 2006 году его произведено 102,3 тыс. тонн (+2,2% к уровню 2005 г.). Предприятиями нашего холдинга изготовлено также продукции общего и специализированного машиностроения – на  551,3 млн. рублей. Весомым подспорьем в решении всех этих, задач,  безусловно, явились, инвестиции материнской компании, общая сумма которых за минувшие пять лет составила 10,2 млрд. рублей.


- Организационно-управленческая структура нефтехимического крыла «Татнефти» в свое время была подвергнута реформированию. Какие цели при этом преследовались?
- Шинный бизнес переживает сегодня эпоху жесткой конкуренции. Становится очевидным, что выживет тот, кто сконцентрирует свои ресурсы на основной производственной деятельности – ядре бизнеса и очистит его от непрофильных направлений. Снижение непроизводительных затрат, повышение эффективности и конкурентоспособности шинного производства и были основными целями, которые преследовались при проведении реструктуризации организационной структуры предприятий нефтехимического комплекса. Так, в течение минувших двух лет  последовательно было реализовано несколько проектов по выводу из предприятий комплекса сервисных и непрофильных видов деятельности. В результате этой реорганизации управления технологического транспорта, комбинат питания, хозяйственные цеха были выделены в самостоятельные бизнес-единицы, а функции управления финансами, собственностью, капитальным строительством централизованы на уровне управляющей компании ООО «Татнефть-Нефтехим».
Положительный экономический эффект в результате реорганизации достигнут за счет снижения затрат, связанных с содержанием и использованием непрофильных активов, оптимизации численности работников, которая в целом по комплексу составила более двух тысяч человек.  Реструктуризация активов комплекса способствовала также повышению инвестиционной привлекательности и увеличению стоимости капитала предприятий.


- На что, прежде всего, ориентирована выстраиваемая нефтехимическим холдингом система управления бизнесом и как на этот процесс влияет головная компания – ОАО «Татнефть»?
- Выстраиваемая система управления ориентирована, прежде всего, на вертикальную интеграцию для поддержки процессов управления верхнего уровня, таких как стратегическое планирование и управление рисками, а также дает оперативную информацию о деятельности отдельных предприятий и комплекса в целом. Особое внимание уделяется централизованному планированию, управлению финансовыми и материальными ресурсами, инвестиционным проектам, повышению эффективности управления затратами, проведению единой производственной и сбытовой политики. Иными словами, управление предприятиями комплекса осуществляется через систему устанавливаемых управляющей компанией сбалансированных показателей различного уровня. Вопросы же управления текущей производственно-хозяйственной деятельностью являются прерогативой управляемых предприятий. А компания «Татнефть», как эффективный собственник шинного бизнеса, определяет стратегию развития нефтехимического комплекса, финансирует инвестиционные проекты, способствующие повышению эффективности и развитию бизнеса.


- Эффективную работу шинного гиганта немало определяет, очевидно, и то,   функциями главного «снабженца»  предприятий нефтехимического комплекса «Татнефти» сырьём, оборудованием, запасными частями, металлопрокатом и другими видами товарно-материальных ценностей успешно справляется ООО "Татнефть-Нефтехимснаб", созданное в составе нефтехимического комплекса?
- Действительно, с этой снабженческой структурой сегодня  работают не только  шинники и ОАО «Нижнекамсктехуглерод», из года в год наращивающий объемы производства технического углерода, используемого при изготовлении шин, но и машиностроители Ярославля, обеспечивающие шинников пресс-формами, нефтехимики Нижнекамска, поставляющие флагману шинной промышленности каучуки разных марок. Плодотворно развивается также сотрудничество фирмы с нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ", которая на одном из своих заводов в Ставрополе производит из татарстанского углеводородного сырья, прошедшего «предварительную подготовку» на Миннибаевском ГПЗ и «Нижнекамскнефтехиме», продукцию для получения дефицитного ранее каучука СКД-Н для шинного объединения. Например,  только от  нефтехимиков Нижнекамска ежемесячные объёмы поставок на предприятия нефтехимического комплекса ОАО "Татнефть» достигают 550 млн. рублей.


- Какие инвестиционные проекты уже реализованы и реализуются сегодня на инвестиции компании «Татнефть»?
- Первый из них это, конечно же, производство высокоэффективных легковых радиальных шин KAMA–EURO  по технологии фирмы Pirelli проектной мощностью 2 млн. штук шин в год. Компания «Татнефть» вложила в него 2,7 млрд.руб.  И если в прошлом году на «двухмиллионнике» был изготовлено свыше 1 миллиона шин европейского уровня качества, то в нынешнем   шинникам предстоит выйти на отметку уже  1,6 миллионов штук шин.
Специально под «двухмиллионник» на средства «Татнефти» (материнская компания инвестировала в него около 1,4 млрд. рублей) в сжатые сроки  было также построено новое подготовительное производство проектной мощностью 21 тыс. тонн резиносмесей в год. Его открытие с участием Премьер-министра РТ Рустама Нургалиевича Минниханова и генерального директора ОАО «Татнефть» Шафагата Фахразовича Тахаутдинова состоялось 1 июня – в день проведения годового собрания акционеров ОАО «Нижнекамскшина». Создание этого производства европейского  класса, аналогов которому в   отрасли сегодня не существует, рассматривается, как завершающий этап его  строительства, ибо без высококачественных резиновых смесей с использованием кремнезема невозможно выпускать  экологически чистые «зеленые шины» KAMA–EURO. 
В тот же день глава Правительства  принял участие в  торжественной церемонии закладки первого камня под строительство производства  грузовых и автобусных радиальных шин с металлокордом в каркасе и брекере (ЦМК-шин) мощностью  до 1,2 млн. штук в год. Стоимость этого проекта, также финансируемого ОАО «Татнефть», эксперты оценивают в 10,5 млрд.руб. На сегодняшний день закуплено ноу-хау у немецкой фирмы  Continental. Надеюсь, в ближайшее время мы подпишем контракты с ведущими производителями оборудования и начнем строительные работы.


Очевидно, реализация всех этих проектов позволит не только еще более укрепить позиции «Нижнекамскшины» на российском рынке, но и выйти на перспективные разработки отечественных автопроизводителей, попав, как говориться, «в струю».
Совершенно верно. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в ходе пребывания на «Нижнекамскшине», Премьер-министр провел  совещание, на котором была создана рабочая комиссия по подготовке долгосрочных договоров, связанных с комплектацией новыми камскими шинами компаний «КамАЗ» и «Северсталь-Авто», приступающих в Татарстане к реализации новых перспективных проектов. В тот же день с фирмой Pirelli было подписано соглашение о поставке шин по системе off-take - наши итальянские партнеры сделали заказ на производство автошин под своим брендом на мощностях «Нижнекамскшины».   Сам этот факт следует расценивать, как  показатель уровня качества продукции нового производства.


- Какие проекты еще составляют основу стратегической программы развития «Татнефть-Нефтехим»  на ближайшую перспективу?
- К приоритетным проектам, планируемым к реализации на предприятиях нефтехимического комплекса в 2006-2010 годах, относятся: реконструкция сборочного производства легковых шин с организацией производства  высокоэффективных радиальных шин для джипов и легких грузовиков, а также расширением ассортимента легковых радиальных шин с посадочным  диаметром 14, 15, 16 дюймов. Кроме того, будет продолжена организация  производство шин по системе off-take; производство новых видов металлокорда для ЦМК шин и новых марок техуглерода. В том же ряду находится: создание единого для предприятий нефтехимического комплекса научно-технического центра, позволяющего решать единой командой стоящие перед  предприятиями задачи;  строительство испытательного комплекса для проведения лабораторно-дорожных и ускоренно-дорожных испытаний новых типоразмеров шин. Особое внимание при этом  будет уделено внедрению на всех предприятиях нефтехимического холдинга систем менеджмента, соответствующих требованиям МС ИСО 9001, 14000, а также стандарта ИСО/ТУ 16949 с целью повышения деловой репутации  предприятий, поддержания имиджа надежного поставщика продукции и улучшения экологии. Решение всех этих задач, считаю, делом реальным и многие из них сегодня уже воплощаются в жизнь.

 


Журнал «Нефть и Жизнь, июнь 2007