БУДЕТ ЛИ В УКРАИНЕ ТИТАНОВЫЙ ХОЛДИНГ? |
Собственник и глава совета директоров Group DF Дмитрий Фирташ не скрывает, что его амбиции в построении вертикально-интегрированного холдинга не ограничиваются производством титанового пигмента для химической промышленности. |
Он повторяет: «Титан – это космос, это мир настоящего и будущего». Вхождение в пул поставщиков титанового проката – задача сложная и сверхпрестижная, ведь в портфеле производителя будут заказы от крупнейших потребителей титанового проката, таких как Boeing, Airbus, Rolls Royce. Но по силам ли она украинскому бизнесмену? Теоретически в Украине создать такой холдинг возможно. У нас есть горно-обогатительные комбинаты: Иршанский горно-обогатительный комбинат (ГОК) и Вольногорский горно-металлургический комбинат (ГМК), где ведется добыча ильменитовой руды. Это – сырье для производства как металлического титана, так и титановой двуокиси (красителей для различных сфер химпроизводства). Последующая переработка ильменитового концентрата «в металлическом направлении» возможна на мощностях Запорожского титаново-магниевого комбината (ЗТМК). Это предприятие – единственный в Украине производитель губчатого титана. Проектная мощность комбината — 20 тыс. тонн в год, однако из-за износа производственных фондов предприятие в настоящее время может выпускать до 10 тыс. тонн титановой губки. В начале ноября 2012 года Фонд госимущества объявил о начале отбора инвесторов для ЗТМК. Победитель конкурса должен внести в уставный фонд 100 млн долл., погасить долги предприятия и обеспечить его сырьем отечественного производства. Взамен он получит 49% долю собственности в ЗТМК. Основным претендентом на ЗТМК считается Group DF Дмитрия Фирташа. Ранее все названные активы не подлежали приватизации – они традиционно значились в списке стратегически важных объектов. Начало освоению ценных предприятий было положено в 2004 году. Тогда на базе госкомпании "Титан" было образовано ЗАО "Крымский Титан". От государства его соучредителем стала ГАК "Титан", а офшорной структуре Фирташа досталось 50%-1 акция. Спустя несколько месяцев Фонд госимущества Украины передал в аренду недавно образованному "Крымскому Титану" имущество Иршанского ГОК и Вольногорского ГМК. Получив доступ к сырьевым ресурсам, Дмитрий Фирташ активно осваивал химическое направление – производство диоксида титана на "Крымском Титане", увеличив его мощности с 77,875 тыс. тонн двуокиси титана в 2004 году до 108 тыс. тонн в 2011 году. Однако уже в 2010 году он заявил о намерении создать единую государственно-частную структуру с участием Иршанского ГОК, Вольногорского ГМК, "Крымского Титана", "Сумыхимпром" и ЗТМК. Этот вертикально-интегрированный холдинг с идеальной диверсификацией, по замыслу олигарха, должен производить 6-8% мирового объема титановой двуокиси и быть вторым-третьим мировым производителем металлического титана. С одной оговоркой – непосредственный контроль над титановым холдингом отводился компании OstChem. Стремительное разгосударствление титановых активов «под Дмитрия Фирташа» пристально рассматривается украинской прессой. Между тем, он действительно вынужден спешить. По многочисленным прогнозам, в следующем десятилетии на металлическом титане можно будет заработать неприлично большие деньги. Перспективы десятилетия Для выпуска металлического титана используется лишь около 5% добываемого титанового сырья. Остальной объем используется для производства пигментных красок на основе диоксида титана. По данным корпорации ВСМПО-АВИСМА, весьма перспективными потребителями проката из технического титана являются химическая промышленность, энергетика и опреснение морской воды, на долю которых приходится около 30% рынка. Рынок индустриального титана развивается достаточно быстро, но нестабильно, демонстрируя среднегодовой рост от 5% до 30%. "Большая изменчивость спроса на этом рынке обусловлена зависимостью от развития индустриальных проектов. После замедления роста в 2009-2010 годах индустриальный рынок не вышел на нормальный уровень развития вследствие отмены или переноса многих проектов в опреснении, энергетике, химической промышленности. Данная ситуация связана с геополитической нестабильностью на Ближнем Востоке, а также с аварией на ядерном реакторе «Фукусима» в Японии. В целом многие покупатели на индустриальном рынке пересмотрели планы по закупке материала у своих поставщиков и запланировали значительное урезание объемов закупок на III и IV квартал 2012 года", – констатируется в отчете корпорации ВСМПО-АВИСМА за II квартал 2012 года. Ранее к 2020 году планировалось увеличить число блоков для АЭС почти на 30%, однако после катастрофы в Японии в мире несколько пересмотрели отношение к атомным электростанциям. Так, европейские государства отказались от строительства новых мощностей, однако Китай, Индия, Россия планируют к 2030 году построить до 500 атомных энергоблоков. Коррозионная стойкость титана к воздействию морской воды определила спрос на титан в добыче энергоносителей, в особенности на морском шельфе. Для строительства одной платформы требуется от 300 до 500 тонн титанового проката. Однако, как отмечается в отчете корпорации ВСМПО-АВИСМА, многие проекты, особенно в энергетике и опреснении, были заморожены и перенесены на более поздние сроки из-за долговых проблем ЕС и нестабильной ситуации на Ближнем Востоке. В то же время позитивная динамика потребления титана отмечается в медицине. Ежегодные темпы прироста в этом секторе оцениваются в среднем в 7-8%. Титан широко используется для изготовления спинных имплантатов, эндопротезов суставов, элементов для лечения переломов. А увеличение числа пожилых людей в возрасте 65 лет и старше в развитых странах способствуют росту этого сегмента. Однако настоящим драйвером роста титановой индустрии является высокое потребление в авиастроении. В 2011 году авиастроительные компании существенно подогрели спрос на титановую продукцию. После трех лет кризисного периода покупатели приняли решения о наращивании авиационного парка, пополняя портфели заказов мировых авиагигантов. Так, два крупнейших концерна – Airbus и Boeing – совместно получили заказы на 2340 самолетов. В июне 2012 года Boeing, проанализировав пассажиропоток, спрогнозировал: в ближайшие 20 лет рынок потребует 34000 новых самолетов общей стоимостью 4,5 триллионов долларов. Airbus и Boeing рассчитывают к 2014 году совокупно поставлять 84 узкофюзеляжных самолета в месяц. Столь радужные перспективы авиастроителей активизировали закупочную деятельность по всей цепи поставщиков, в том числе и титановой продукции, ведь на долю авиационного сектора приходится около 50% всего производимого в мире металлического титана. Под растущие планы авиастроителей, в частности, моментально подстроилась корпорация ВСМПО-АВИСМА, изготовляющая все виды металлургических полуфабрикатов из титановых сплавов. Российская компания намеревается в 2012 году увеличить производство на 33% по сравнению с довольно успешным 2011 годом – до 32,700 тыс. тонн. От нее не отстают крупнейшие американские компании Timet, RTI, ATI. Оживились и игроки рынка титаносодержащего сырья. В 2011 году средние цены на ильменитовые и рутиловые концентраты австралийского производства на свободном рынке выросли в два и более раз. В то же время цены на титановые шлаки в США, поставляемые по долгосрочным контрактам, остались неизменными. Аналитики авторитетной TZMI считают, что в 2013 году рост цен на титановые шлаки продолжится и составит не менее 1500 долл./тонн (средняя цена реализации титановых шлаков на предприятие в Tyssedal (Норвегия) в I квартале 2012 года составила 1018 долл./тонн по сравнению со средней ценой реализации в 448 долл./тонн в 2011 году). Позитивно оценивают будущее рынка титансодержащего сырья и в крупнейшей австралийской компании Rio Tinto. По ее данным, в 2012-2020 годах спрос на титансодержащее сырье в мире будет расти непрерывно, в то время как поставки не увеличатся, что спровоцирует его дефицит и даст основания для роста цен. В целом после совершения ряда сделок в 2012 году Rio Tinto сможет распоряжаться примерно 1,6 млн. тоннами титановых шлаков, планируемых к производству в Канаде и ЮАР. Вопрос добавленной стоимости Таким образом, в ближайшие десятилетия будут выгодными любые формы поставки на экспорт – ильменитового концентрата, титанового шлака или титановой губки. Другое дело, что Дмитрий Фирташ часто акцентирует на том, что именно он сможет обеспечить максимально глубокую степень переработки титана в Украине и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Более того, олигарх утверждает, что восемь лет отражал нападки зарубежных компаний, которые намеревались закрыть всю титановую программу в Украине, чтобы беспрепятственно вывозить сырье Вольногорского ГМК и Иршанского ГОК. Что ж, российская корпорация ВСМПО-АВИСМА с ощутимым разочарованием заявляет в своих последних официальных отчетах, что с 2011 года не делает стратегической ставки на добычу ресурсов в Украине… Вместе с тем невозможно и уяснить, в каком направлении потенциальный инвестор намерен развивать ЗТМК. В марте 2012 года Президент Виктор Янукович во время посещения Запорожья озвучил намерения некоего бизнесмена вложить в обновление предприятия 700 млн долл. Известно и о планах Кабмина разработать для ЗТМК инвестпрограмму стоимостью в 600 млн долл. Сам Дмитрий Фирташ в интервью журналу «Эксперт-Украина» заявил, что планирует инвестировать в титановое направление своего бизнеса 2,4–2,7 млрд долл. Модернизацию ЗТМК он планирует проводить в несколько этапов: без остановки старого производства построить новые мощности по производству 20 тыс. тонн титановой губки. Затем демонтировать старые цеха и создать вторую производственную линию еще на 20 тыс. тонн продукции. Кроме того, Д.Фирташ упомянул о приобретении пакета акций в итальянском предприятии Tifast S.r.l (через офшорные компании ему принадлежит 37,96% пакет акций), которое специализируется на производстве титановых слитков и длинномерных изделий для аэрокосмической и биомедицинской индустрии. Информацию о том, каковы мощности Tifast S.r.l и какими контрактами обладает это предприятие, найти не удалось. Однако одно дело – вкладывать средства в создание замкнутого цикла титанового производства в Украине. И совсем иное дело – экспортировать титановый шлак и губку для прокатки на европейских предприятиях. Тогда за рамки сырьевого придатка Европы Украина все же не выйдет. Да и прибыли получит минимальные. По некоторым оценкам, сегодня стоимость титановой губки составляет 13 долл./кг, производство титановых слябов добавит к каждому килограмму 4 долл., а если речь идет о прокате, то специалисты плюсуют к цене за килограмм еще 10-20 долл. в зависимости от сортамента. Поставки для авиастроения еще более выгодны в плане цены, однако они осуществляются только в рамках долгосрочных контрактов. "Планы технического развития титанового производства и объем инвестиций под их реализацию во многом зависят от стратегии развития всего будущего титанового холдинга. Не надо забывать, что полноценный холдинг пока не создан и формально его владелец пока не определен. Не исключено, что на данный момент существуют альтернативные варианты стратегического развития холдинга и процесс окончательного выбора вариантов и коррекции этих планов в соответствии с реалиями рынка пока продолжается, – рассказывает аналитик по вопросам горно-металлургического комплекса Вячеслав Попов. – В свою очередь, вхождение в пул поставщиков титанового проката для аэрокосмической отрасли – задача сложная и сверхпрестижная. Главные сложности заключаются в том, что поставщик не сырьевой продукции, а продукции с высокой долей переработки должен не только построить или купить мощности, но и получить целый ряд сертификатов соответствия. В первую очередь – от пула потенциальных потребителей, поскольку титановая продукция находит свое применение в высокотехнологичных, наукоемких отраслях, требующих соответствия продукции самым высоким стандартам качества. На прохождение этих процедур порой требуется достаточно много времени, однако ничего невозможного нет". Напомним, что в корпорации ВСМПО – АВИСМА в начале 90 годов на освоение новых технологий, которые позволили получать титановую продукцию того качества, которое требовалось зарубежным заказчикам, реконструкцию производства и получение сертификатов у потенциальных покупателей потратили всего четыре года. И два года потребовалось ей для того, чтобы намерение создать совместное предприятие с Boeing претворилось в жизнь. "По отдельности украинские титановые активы стоят немного, но в качестве вертикально-интегрированной структуры перспективны, – говорит вице-президент Research & Consulting Group Александр Сирик. – Поставки на экспорт титановой губки очень рентабельны. А вот производить титановый прокат тяжело – надо пройти сложные процедуры сертификации у покупателей. И к тому же пока что нет никаких гарантий, что титановый холдинг останется украинским". Отметим, что эти сомнения разделяют и другие аналитики. "Вполне возможен вариант с выводом новоиспеченного титанового холдинга на биржу с последующей его перепродажей третьим лицам", – отметил МинПрому один из экспертов рынка, пожелавший остаться неизвестным.
C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка диоксида титана можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок диоксида титана в России».
Виктория Подолянец
МинПром |