ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИМЕНЕНИЕ ТАНК-КОНТЕЙНЕРОВ  1.1. Свойства и применение танк-контейнеров      Танк-контейнер – техническое приспособление, которое используют для транспортировки грузов в жидкой или газообразной форме. По форме, чаще всего, является цистерной из металла, которая «вписана» в металлический каркас. Данный каркас совпадает по размерам с  классическими сухогрузными контейнерами. В России часто танк-контейнеры называют контейнерами-цистернами.   Различные грузы (опасные, химия, пищевая промышленность, газообразные и т.д.) предполагают различные модели танк-контейнеров. Особенность данных контейнеров в том, что,  когда транспорт меняется, не требуется «перевалка» груза в другую тару – танк-контейнер просто перегружают на нужный транспорт и везут дальше.    Танк-контейнеры производят из разных сортов стали  - производители ориентируются на то, какая продукция будет транспортироваться – толщина стенок контейнеров варьируются. Как правило, используют марок AISI 304 (нержавеющая кислостойкая сталь) или AISI 316 (особо устойчивая сталь с добавлением молибдена).   Классификация танк-контейнеров:     - IMO 0 (T0-T6). Эти контейнеры используют для перевозки      продукции пищевой промышленности – соков, молока, воды, масел. При этом,      толщина стенок танк-контейнера составляет 2 мм. Если необходимо, контейнер      может оснащаться системой подогрева паром. Подобные контейнеры используют      только для перевозки пищевых продуктов. Если такой танк-контейнер      использовался для перевозки химических продуктов (любых), пищевые продукты      в нем перевозить запрещено. Для того, чтобы определить возможность      перевозки пищевой продукции в конкретном контейнере используют химический      анализ воздуха пустой цистерны.
   - IMO 2 (T7-T10). Такие контейнеры предназначены для перевозки      веществ химической промышленности, которые обладают низким классом      опасности для человеческого организма       и окружающей среды. Допускается слив продукции снизу. Такая тара      часто используется  и для перевозки      продукции пищевой промышленности. Толщина стенки танк-контейнера      составляет 3-4 мм. По желанию заказчика контейнеры можно комплектовать      дополнительным слоем теплоизоляции, подогревом (паром или электричеством).
   - IMO 1 (T11-T22). Данный вид танк-контейнеров разработан для      транспортировки химической продукции, которая является опасной или      продукции под повышенным давлением. К таким продуктам относятся кислота,      щелочи, продукты бытовой химии, продукты нефтепереработки. Толщина стенки      танк-контейнера составляет 4-7 мм. Контейнер может быть оборудован верхним      сливом. По желанию заказчика контейнеры можно комплектовать дополнительным      слоем теплоизоляции, подогревом (паром или электричеством).      Танк-контейнеры данной группы могут перевозить продукцию группы T7-T10, но      не наоборот.
   - IMO 5 (T50). Танк-контейнеры группы Т50 используют для      перевозки легко воспламеняющихся веществ, сжиженных газов со специфическим      режимом давления (бутан, пропан, нефтяной газ). 
                 1.2. Стандарты и технические характеристики танк-контейнеров      Таблица 1.1       Технические характеристики 20-футовых (стандартных и увеличенных) танк-контейнеров ISO, рассчитанных на перевозку грузов с различными характеристиками            |     Наименование характеристик     |        IMO 0     |        IMO 1     |        IMO 2     |         |     стандарт     |        увелич     |        стандарт     |        увелич     |        стандарт     |        увелич     |         |     Объем, м3     |        17     |        26     |        11     |        26     |        17     |        26     |         |     Масса тары, т     |        2,2     |        3     |        3,5     |        6     |        2,5     |        4     |         |     Толщина стенки цистерны, мм     |        2 — 3     |        5,2 — 8,0     |        3,0 — 4,0     |         |     Наличие предохранительных   устройств     |        Клапан     |        Клапан + вырезной диск     |        Клапан     |         |     Рабочее давление, бар   (атмосфер)     |        1,75     |        2,5     |        4     |        6     |        3     |        6     |            Источник: по данным открытых источников информации           В категорию IMO 5 входит широкий перечень сжиженных и сжатых газов, поэтому стандартной спецификации для таких моделей танк-контейнеров не существует. Можно только сказать, что рабочее давление сред составляет 7 атмосфер и более.   Наиболее распространенной разновидностью танк-контейнера является 20-футовый блок. Но все большую популярность приобретают SWAP BODY – альтернатива стандартным ISO-контейнерам. Эта тара для жидких и газообразных сред отличается от стандартного 20-футового танк-контейнера более обтекаемой формой каркаса. Такая конструктивная особенность позволяет снизить пустое пространство в раме. SWAP BODY удобны для погрузки на автотягачи и имеют ряд приспособлений, упрощающих и ускоряющих автомобильные перевозки. Цистерны этого формата выпускаются в широком перечне моделей, предназначенных для транспортировки неопасных и опасных жидких грузов, газообразных сред. Объем цистерн SWAP BODY превышает объем цистерн ISO-контейнеров.       Таблица 1.2       Таблица характеристик распространенных моделей SWAP BODY        |     Характеристики     |        Наименование   моделей     |         |     SWAP   30000     |        SWAP   31000     |        SWAP   35000     |         |     Длина, м     |        7,15     |        7,15     |        7,82     |         |     Ширина, м     |        2,55     |        2,55     |        2,55     |         |     Высота, м     |        2,67     |        2,67     |        2,67     |         |     Объем, м3     |        30     |        31     |        35     |         |     Рабочее давление, бар     |        3     |        3     |        3     |            Источник: по данным открытых источников информации       
  |