Марки дизельного топлива
На сегодняшний день согласно техническим условиям выпускается дизельное топливо трех марок, взамен восьми выпускаемых ранее. В зависимости от условий применения утверждены следующие марки дизельного топлива: Л – летнее предназначенное для применения от 0 °С и выше, З – зимнее применяемое от –20 °С до 0 °С, и А – арктическое применяемое от –50 °С до –20 °С. Принято следующее условное обозначение дизельного топлива. Например: Л-0,2-40 – здесь Л – летнее, 0,2 – содержание серы 0,2 %, 40 – температура вспышки °С; З-0,2-35 – здесь З – зимнее, 0,2 – содержание серы 0,2 %, 35 – температура застывания –35 °С; у арктического топлива отражается только содержание серы А-0,4 – А – арктическое, 0,4 – содержание серы в %. Для средних и малооборотистых двигателей вырабатывается моторное топливо марок ДТ и ДМ. Топливо этих марок представляет собой смесь дистиллятов с остаточными продуктами (мазутами) прямой перегонки нефти. Эти двигатели в основном эксплуатируются на стационарных установках. Моторное топливо ДМ (дизельный мазут) рекомендуется для судовых малооборотных двигателей. Для улучшения качества дизельных топлив на нефтеперерабатывающих заводах применяют присадки: изопропилнитрат и циклогексилнитрат – для повышения цетанового числа, присадка ПДП – для улучшения низкотемпературных свойств. Товарные топлива для быстроходных дизелей получают путем смешения керосино-газойлевых фракций прямой перегонки нефти до гидроочистки и после гидроочистки в таком соотношении, чтобы обеспечить требования ГОСТ 305–82 по содержанию серы.
Показатели | Марки топлива | Л | З | А | Цетановое число, ед., не менее | 45
| 45
| 45
| Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2 с/с Ст | 3,0 … 6,0 | 1,8 … 5,0 | 1,5 … 4,0 | Фракционный состав: летнего/зимнего - 50 % перегоняется при температуре, °С, не выше - 90 % перегоняется при температуре, °С, не выше
|
280
360 |
280
340 |
255
330 | Температура, °С, не выше – застывания – помутнения | –10 –5 | –35 … (–45) –25 … (–35) | –55 – | Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: – для дизелей общего назначения – для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин
|
40
62 |
40
35 |
30
35 | Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: умеренной холодной:
|
–5 – |
-25 -35 |
- - | Содержание меркаптановой серы, % не более
| 0,01 | 0,01 | 0,01 | Содержание фактических смол, мг/100г
| 40 | 30 | 30 | Испытание на медной пластинке
| выдерживает | выдерживает | выдерживает | Кислотность, мг КОН/100 см3, не более
| 5 | 5 | 5 | Йодное число, г I2/100 г,не более
| 6 | 6 | 6 | Зольность, %, не более
| 0,01 | 0,01 | 0,01 | Коксуемость 10 %-го остатка, 5, не более
| 0,3 | 0,3 | 0,3 | Коэффициент фильтруемости, не более
| 3 | 3 | 3 | Массовая доля серы, %,не болееbr> | 0,2 | 0,2 | 0,2 | Плотность при 20 °С, кг/см2, не более
| 840 | 840 | 830 |
|