Различные стратегии контрактного производства На косметическом рынке действуют два типа контрактников. Во-первых, это предприятия, специализирующиеся только на контрактном производстве. Таков пример нескольких фирм-выходцев из советской медико-фармацевтической среды, которые разрабатывают формулы и рецепты для своих заказчиков Вторую группу составляют фирмы, имеющие собственные бренды, но одновременно производящие косметику на заказ. При этом провести четкую границу бывает довольно сложно. Например, компания «Мэзопласт», бывшая одним их пионеров в области контрактного производства и с 1994 года начавшая выпускать косметику под марками Londa, Colgate-Palmolive, L’Oreal и др., со временем почти полностью перевела свои мощности на выполнение контрактных заказов. С 2002 года компания предложила услугу «Торговая марка «под ключ», предполагающую разработку формул продукта и его производство. Изначально как контрактное производство было задумано основанное в 2000 году ООО «Гамма косметик», заказчиками которого стали многие российские держатели брендов – ОАО «Концерн КАЛИНА», «Сибирское здоровье» и т. д. Однако деятельность фирмы нельзя назвать только контрактным производством, т. к. она производит продукцию и для компаний в составе холдинга «Единая Европа», в который входит сама «Гамма косметик». «Арнест», еще несколько лет заявлявший о предельной доле контрактного производства в 15%, сегодня сообщает о 25%. Стратегию 100% контрактного производства выбрала и компания «КаТри-Н», которая работает по таким заказам с 2004 года. Основным направлением деятельности фирмы является выпуск косметики с лечебным эффектом. Данная продукция распространяется через сети ритейлеров, которые в основном и являются заказчиками контрактного производства (ЗАО «Аптеки 36,6», ООО «Малтимэкс», ЗАО «Медком-М» и др.) Эти компании не имеют собственной производственной базы, как правило, заказывают весь производственный цикл – от разработки рецептуры до фасовки продукции. Обычно заказчики приходят только со своим дизайном, который разработан в соответствии с собственными принципами продвижения торговой марки. С сетью «Аптеки 36,6» «КаТри-Н» сотрудничает с 2006 г. по направлениям косметики по уходу за жирной кожей anti-acne, по уходу за чувствительной кожей, по уходу за волосами и кожей головы с проблемами перхоти и выпадения волос, по средствам интимной гигиены; в перспективе планируется сотрудничество по антицеллюлитным и другим программам. Спецификой рыночной стратегии «КаТри-Н» является активное продвижение готовых собственных разработок – от формулы до дизайна упаковки, которые предлагаются ритейлерам как вариант контрактного производства. Создание подобных инноваций требует значительных инвестиций в разработки, которыми на «КаТри-Н» занимается специальная исследовательская лаборатория. Компания гарантирует заказчику, что разработанная для него продукция является эксклюзивной, и не будет продаваться под маркой другой фирмы. По словам Николая Богородского, компания стремится стать законодателем мод в инновационных разработках. Контрактное производство может включать как весь цикл товара, так и отдельные его стадии. Контрактное производство аэрозолей Контрактное производство, в самом деле, стало неотъемлемой частью косметического и парфюмерного бизнеса. Тем не менее, те же схемы также эффективно работают, например, в бытовой химии. Примером тому служит ООО «Тюменские аэрозоли», выпускающая монтажную пену, смазки, средства защиты, инсектициды и т. п. в металлических баллонах. По словам генерального директора компании Юрия Холодилина, на контрактное производство приходится порядка 30% объема производства. Заказчики приходят с самыми различными заданиями – от упаковки продукта под конкретной маркой до полного цикла, начиная с разработки самого продукта. Есть клиенты, обращающиеся с заказом сделать аналогичную продукцию, как у конкурента, но с определенными дополнениями. ООО «Тюменские аэрозоли» работает в контрактном производстве с 1999 г. и сумело по достоинству оценить его преимущества. Юрий Холодилин, в частности, отмечает, что при таком методе работы высвобождаются оборотные средства и сокращается срок получения оплаты за работу. Собственное производство вынуждает закупать комплектующие самостоятельно, привлекая банковские кредиты. Контрактное производство предполагает выполнение этих закупок за счет заказчика. Дополнительное удобство – предоплата по договору. Вместе с этим предприятие получает больше возможностей для развития собственного производства и разработки новых видов продукции. Преимущества, которые дает контрактное производство заказчикам и подрядчикам, универсальны для различных отраслей, обслуживающих массового потребителя. Определяющими здесь являются общие принципы развития брендов, обусловленные законами рынка и стандартными моделями поведения потребителей. www.polymery.ru |