ТУДА И ОБРАТНО С чего бы компании, которая решила сосредоточиться на выпуске премиального продукта, вдруг покупать завод, который производит продукцию экономкласса? Тем не менее в 2006 г. Amtel-Vredestein приобрела за $65 млн ЗАО МШЗ-М — одну из двух площадок Московского шинного завода на Дубровке. К тому времени это предприятие, рассчитанное на производство 2 млн шин в год, практически стояло: в 2006 г. оно произвело всего 320 000 шин под дешевым брендом Taganca и маркой Amtel. К тому же московское правительство, которому принадлежал МШЗ, обязало нового собственника закрыть цех резиносмешения как экологически вредное производство, а это означало, что сырье для него придется возить с другого предприятия. Гурин утверждает, что МШЗ-М был практически готов к производству премиальных шин, ведь еще в 2004 г. его совладельцем стала все та же Continental, которая вложила $40 млн в новую производственную линию: «Мы начали на нем выпуск своих шин Amtel, и к моменту моего ухода завод выпускал уже 150 000 шин в месяц». Правда, в последнее время заводы в центре Москвы покупают разве что под девелоперские проекты, и именно это было настоящей целью сделки, возражает Караваев из «Сибур-РШ». Мало того что пришлось закрыть один из цехов, так у завода была еще и очень ограниченная площадь. «Из-за таких ограничений от проекта отказалась и сама Continental», — подытоживает Караваев. Эта покупка вообще полна загадок. Например, в отчетности Amtel-Vredestein за 2006 г. сообщается, что $14 млн было уплачено в качестве агентских платежей неким офшорным компаниям. Обычно таким образом оформляется плата за услуги консультантов и юристов. Но когда им платили более 20% от суммы сделки? «Это может быть и отмывание денег», — сказал на условиях анонимности партнер одной из московских юридических компаний, специализирующихся на сделках M&A. На вопрос , что это были за платежи, Гурин отвечать отказался. Сделка произошла с отрицательным goodwill на $22 млн. Налицо признаки креативного подхода к бухгалтерскому учету, отмечает Халько: благодаря ему чистый убыток Amtel-Vredestein в 2006 г. резко уменьшился — до $5 млн. Но самым неприятным было то, что сделка отвлекла деньги от более важного проекта. Куда разумнее было бы пустить средства на скорейшую достройку второй очереди завода в Воронеже, говорит Караваев. Это производство до сих пор не запущено: не хватает около $20 млн. «Это современное предприятие, построенное с участием голландцев, на нем можно производить самые лучшие шины», — говорит Караваев. А ведь эта площадка, рассчитанная на производство 2,5 млн шин в год, могла генерировать десятки млн EBITDA в год, чего как раз так не хватало Amtel-Vredestein. МШЗ-М еле-еле обеспечивал нулевую рентабельность и даже не отбивал проценты по кредиту, взятому на его приобретение, утверждает Халько. Обнаружив бесперспективность площадки, новое руководство в марте этого года продало его группе Midland за $77 млн, а полученные деньги пустило на снижение долговой нагрузки. И зря, возмущается Гурин: «Продали завод и закрыли кредит Сбербанка, потому что именно у него в залоге были акции предприятия. Но ведь это был пятилетний кредит под 10%!» Зато компания получила возможность снизить долговую нагрузку и избавиться от части процентных выплат, а также договориться со Сбербанком о реструктуризации других выданных им займов, парирует Халько.
|