ЗАПУТАЛИСЬ В СЕТИ Ах, если бы деньги отвлекались только на МШЗ-М! Куда больше было потрачено на создание собственной сети шинных магазинов AV-TO. Процесс начался в 2005 г., когда Amtel-Vredestein начала скупать дистрибуторов и розничные сети. Только на скупку было потрачено $97 млн, не считая инвестиций в развитие. В итоге к 2007 г. сеть компании в европейской части России выросла до 115 точек. Их общая выручка в прошлом году составила $253,8 млн. Но прибыли, скорее всего, не было: только за первое полугодие 2007 г. сеть понесла убыток $17,4 млн. До конца прошлого года Amtel-Vredestein собиралась довести число розничных точек до 200, а также оптимизировать сеть, закрывая небольшие неэффективные магазины и открывая большие салоны площадью по 1500-2000 м2. Идея была в том, чтобы занять значительную долю рынка, а затем начать давление на производителей с целью получения скидок, объясняет Гурин. Плюс создание собственной сети позволило бы расширить сбыт шин своих марок. «Но нынешнее руководство не решилось докатить камень до вершины горы, чтобы дальше он катился сам. А теперь тот же камень грозит их придавить», — философствует экс-гендиректор. На дальнейшее развитие сети потребовалось бы не меньше средств, чем было инвестировано. Скорее всего, предыдущие топ-менеджеры рассчитывали, что формирование своей розничной сети приведет к быстрому росту выручки, что должно было воодушевить инвесторов, размышляет Халько. Однако рентабельность этого бизнеса ниже, чем производство шин. Салоны работают фактически лишь четыре месяца в году, во время сезонной смены шин, а в остальное время продают очень мало, замораживая оборотный капитал. Другие производители шин практически не занимаются розничными продажами. Хотя у Michelin, Nokian Tyres, Pirelli есть в России сети фирменных магазинов, они работают по франшизе. Например, в фирменной сети Vianor, которую развивает Nokian Tyres, лишь два магазина из 132 являются собственными. «Развитие сети по франчайзингу позволяет сфокусироваться на нашей стратегии, а именно на производстве и продаже шин для сложных климатических условий. Розничный бизнес предполагает несколько другие компетенции», — объясняет гендиректор Nokian Tyres в России Андрей Пантюхов. К тому же работа по франчайзингу позволяет не вкладывать капитал в недвижимость. Продать AV-TO, чтобы компенсировать убытки и снизить долг, уже не получится, качает головой Халько: сеть была куплена слишком дорого, приносящий убытки бизнес за те же деньги не продать. Что будет делать с AV-TO менеджмент «Сибур-РШ»? Караваев утверждает, что у него есть рецепт, однако раскрывать его не спешит. «Все как обычно: консолидация, оптимизация, закрытие нерентабельных магазинов, выход в перспективные регионы», — отмахивается он. Несмотря на все полученные в наследство проблемы, Караваев считает слияние своей компании с Amtel-Vredestein удачной идеей.
|