Борьбы не будет Замглавы участвующего в обсуждении проблемы Минпромторга Денис Мантуров на совместном совещании сторон в конце августа отметил, что к 1 октября должно быть разработано соглашение между Минсельхозом и производителями удобрений. ФАС предписала производителям отказаться от использования фиксированных цен как инструмента, не соответствующего законодательству. Вместо этого Минпромторг рекомендует ввести систему долгосрочных контрактов и дисконтов. В соответствии с ней цены для внутренних потребителей на заводе у производителя будут ниже уровня приведенных экспортных цен (стоимость груза на судне в порту за вычетом транспортных расходов и погрузки). Для азотных удобрений величина дисконта составит 16%, для фосфорсодержащих — 20%, для калийных — 30%. Возможно, чиновники потребуют от агрохимиков и бОльших скидок — какова величина «справедливых рыночных цен», которые потребовал ввести глава ФАС, пока мало кто себе представляет. Производители удобрений будут сговорчивы и, независимо от адекватности обвинений своих оппонентов, пойдут на уступки. На внутренний рынок агрохимики поставляют лишь порядка 10% производимой продукции, они готовы жертвовать меньшим (доходностью и ценой в этом сегменте), чтобы уберечь большее (экспортные доходы) от пошлин. Нетрудно посчитать, что потери агрохимиков от двух-трехкратного увеличения таможенных платежей окажутся эквивалентны всей стоимости продукции, продаваемой на внутреннем рынке. Однако механизм дисконтов, какова бы ни была их величина, не только имеет нерыночный характер, но и обладает серьезными недостатками. Размер скидки, предлагаемый Минпромторгом, не столь велик, чтобы заметно облегчить жизнь растениеводам; новый механизм по некоторым позициям — по той же селитре — даже вынудит производителей повысить цены по сравнению с «замороженным» уровнем. Если агрохимиков заставят резко опустить цены для внутреннего рынка, вместе с маржей они лишатся и стимула к решению главной проблемы, которой сейчас активно занимаются: восстановление системы дистрибуторских центров. А ведь благодаря предоставлению сопутствующих услуг (авансовые поставки, дешевые кредиты, восстановление связанных с химизацией фондов) эти структуры очень важны для вовлечения в процесс химизации огромной массы небольших и не очень состоятельных сельхозпроизводителей. Кроме того, дисконты сопряжены с опасностью реэкспорта, который сейчас составляет 10–15% от внутреннего потребления, — из-за него удобренцы не спешат торговать с чужими структурами по «замороженным» ценам. Проблему недопотребления агрохимикатов можно было бы решать другим путем. Первоначально заявлялось, что «удобренческие» пошлины будут перенаправлены крестьянам в виде целевых субсидий на закупку тех же химикатов. Однако соответствующий закон так и не заработал. А ведь при грамотной реализации и администрировании (аграрии должны получать средства перед севом) этот механизм был бы лишен упомянутых недостатков. Зато мог бы подстраховать крестьян от резкого роста цен на удобрения (больше пошлины — больше субсидии) и куда сильнее снизить их издержки на этот товар. Достаточно заметить, что если бы таможенные платежи удобренцев целиком пошли аграриям, то они бы почти полностью покрыли их затраты на приобретение удобрений.
|