Проект "Северный маршрут" Несколько лет назад был разработан проект использования этансодержащего газа месторождений северных районов Тюменской области для развития газохимии (проект "Северный маршрут"). Сущность проекта "Северный маршрут" заключается в организации транспортировки этансодержащего газа валанжинских горизонтов по автономной нитке многониточной газотранспортной системы Уренгой-Надым-Пунга-Ухта-Грязовец-Санкт-Петербург, строительстве по "ходу трубы" нескольких компактных газохимических комплексов в республике Коми, Архангельской, Вологодской и Ленинградской областях. В проекте разработана схема объектов по добыче и переработке газа, выделения автономной нитки для транспортировки этансодержащего газа, способная без потери суммарной производительности газотранспортной системы и нарушения интересов традиционных потребителей газа обеспечить сырьем ряд газохимических комплексов. На основе маркетинговых исследований и методов экономико-географического анализа определены места дислокации газохимических комплексов, состав и мощности входящих в них производств, схемы обеспечения потенциальных потребителей. Суммарный годовой выпуск химических продуктов на газохимических комплексах по "Северному маршруту" может составить 1,63 млн тонн, сжиженных газов - 1,69 млн тонн. Из вовлекаемых в переработку 30 млрд куб. м этансодержащего газа 28,2 млрд куб. м в виде деэтанизированного газа (метана) вернутся в газотранспортную систему для обеспечения традиционных потребителей. Практически все из возможных для использования в составе газохимических комплексов технологий (газоразделения, получения этилена, полиэтилена и других химических продуктов) имеются в России. Производство большинства видов оборудования может быть организовано на отечественных заводах. Расчеты эффективности "Северного маршрута" показали, что срок окупаемости проекта составляет порядка 7-8 лет; внутренняя норма рентабельности находится на уровне 20%, что превышает принятый в мировой практике норматив. Особенностью проекта является возможность организации финансирования "химической" части комплексов за счет реинвестирования прибыли, получаемой от реализации сжиженных газов, извлекаемых на установках газоразделения. "Северный маршрут" даст возможность придать динамичный характер процессам промышленного развития районов "русского Севера" и северо-запада страны, поскольку обладает заметным мультипликативным эффектом. Развитие газохимических производств по цепочке технологических связей вызывает создание новых рабочих мест и увеличение загрузки действующих производственных мощностей. Первой фазой реализации проекта "Северный маршрут" является создание газохимического комплекса в городе Череповец Вологодской области. Создание ГХК в Череповце предполагается на базе действующего химического предприятия "Азот", специализирующегося на выпуске минеральных удобрений. Из-за спада потребления азотных удобрений завод стремится к диверсификации производства за счет создания производств высокорентабельных и пользующихся спросом газохимических продуктов. Здесь имеются развитые производственная и социальная инфраструктуры, квалифицированные кадры химиков, подготовленная площадка. К преимуществам этого пункта строительства относится также то, что суммарное потребление газа в Череповецком промышленном узле (металлургия, химия, городское хозяйство, бытовое потребление) полностью совпадает с объемом деэтанизированного газа, получаемого на блоке разделения ГХК. Благодаря этому отпадает необходимость в строительстве обратного отвода отбензиненного газа и экономятся энергетические затраты. Город Череповец чрезвычайно удачно расположен географически: близко к газопроводу, на пересечении железнодорожных, автомобильных и водных путей, что облегчает вывоз готовой продукции. Как альтернатива "Северному маршруту" в "Газпроме" рассматривался вариант транспортировки 25-30 млрд куб. м этансодержащего газа по автономной нитке из северных районов Тюменской области до Грязовца (Вологодская область) с последующей деэтанизацией всего газа на нескольких крупномасштабных установках газоразделения. Треть получаемой при этом фракции углеводородов С2+ предполагается передать на площадку Череповецкого завода "Азот" для организации там газохимического комплекса, а остальные две трети - транспортировать на экспорт. К этому проекту, условно названному "Западный коридор", проявили интерес представители немецких химических фирм, для которых российское углеводородное сырье могло бы явиться стимулом дальнейшего развития химических комплексов в города Вольфен, Буна, Боллен, Кельн. Однако реализация проекта "Западный маршрут" лишила бы Россию значительных объемов углеводородного сырья и приостановила развитие отечественной газохимии. Предварительные расчеты показали существенно более низкую эффективность проекта "Западный маршрут" по сравнению с проектом "Северный маршрут". Из других вариантов использования этансодержащего газа северных районов Тюменской области может быть рассмотрена его транспортировка по маршруту Уренгой-Сургут-Омск с созданием газохимических комплексов и небольших предприятий по переработке пластмасс в южных районах Западносибирского региона, а также подача газового сырья на действующие химические предприятия в Томске и Кемерово. В более отдаленной перспективе развитие газохимии может продолжиться в Восточносибирском регионе на базе Ковыткинского газоконденсатного и Южно-Якутского газового месторождений, обеспечивая интенсивное промышленное развитие этого региона и экспорт углеводородного сырья и химической продукции в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. ОЛЕГ БРАГИНСКИЙ www.newchemistry.ru |