По предварительным оценкам первого полугодия 2008 года, на российский рынок поступило около 20 миллионов шин для легкового транспорта, что более чем на 15% превысило объем поставок в аналогичный период предыдущего года. Данные о реализации легковых шин на российском рынке показывает, что в первые шесть месяцев 2008 года на российском рынке происходил опережающий рост объемов импорта (+37,5% к аналогичному периоду 2007 года). Объем реализации со стороны внутренних производителей также вырос, но размер прироста был минимален (+1,5%, в том же временном базисе). Таким образом, подтверждается прямая корреляция между структурами автомобильного парка и рынка шинной продукции. Прекрасной иллюстрацией такого вывода служит факт роста объемов реализации «высокоободных» типоразмеров, таких как 15-й и 16-й, с одновременным падением 13-го диаметра. Тем самым, можно говорить о том, что рынок шин отреагировал на снижение объемов продаж семейства АвтоВАЗа (базис 13-го размера) и рост новых импортных автомобилей (15-й и более диаметр). Динамика развития перспективных типоразмеров брендированной продукции в СИБУР- Русские шины: Посадочный диаметр | I п/г 2007 | II п/г 2007 | I п/г 2008 | 14 | 258,574 | 406,026 | 694,402 | 15 | 100,568 | 175,905 | 256,451 | 16 | 13,795 | 19,707 | 31,129 |
В этих условиях, предстоящая интеграция СИБУР- Русские шины и Amtel-Vredestein может позволить объединенной компании упрочить позиции в рассматриваемом сегменте, получив серьезные конкурентные преимущества прежде всего над поставщиками из Кореи и производителями из «Матадора». Грузовые шины В первом полугодии 2008 года на российском рынке было реализовано свыше 3.7 миллионов штук шин. Прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил +16%. Наиболее динамично в рассматриваемый период рос сегмент грузовых шин с цельнометаллокордовым каркасом (ЦМК). За январь-июнь 2008 года их было реализовано на рынке РФ 644 тысячи штук, что на 26% превысило объем продаж на российском рынке в первом полугодии 2007 года. Более массовый сегмент - грузовые шины с тканевым кордом – рос менее быстрыми темпами. Увеличение реализации по рассматриваемому сегменту составило 14%. Таким образом, можно говорить о сохранении тенденции опережающего роста емкости рынка ЦМК: с 2005 года доля шин ЦМК в общем объеме реализации грузовых шин на территории РФ выросла на 7%, достигнув в структуре 17%. Импорт грузовых шин в первом полугодии 2008 года составил 712.3 тысяч штук. На долю импорта пришлось 19% от объема реализованных шин. По сравнению с первым полугодием 2007 года импорт вырос на 37%. В структуре импорта, как и ранее, преобладают шины ЦМК, на долю которых пришлось около 80% всего объема импортных поставок грузовых шин (+32% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года). Тем не менее, обращает на себя внимание то, что импорт грузовых шин с тканевым кордом за первые два квартала текущего года превысил такой же показатель сопоставимого периода предыдущего года на 66%. Структура импортеров грузовых шин имеет выраженную дифференциацию. В более дорогом и высокотехнологичном сегменте грузовых шин ЦМК доминируют ведущие мировые производители: Michelin , Bridgestone , Goodyear . При этом три указанных импортера, совокупно, поставили на российский рынок в первом полугодии свыше 63% шин ЦМК. Среди импортеров грузовых шин с обычным кордом превалируют белорусские, украинские и китайские производители. Традиционно остается высокой доля таких производителей из стран СНГ, как Белшина, Росава и Днепрошина. При этом очень высокий рост демонстрируют китайские поставщики. Здесь, прежде всего, следует упомянуть компании Aeolus, Hangzhou Zhongce Rubber, Shandong Chengshan Tire. Перечисленные китайские производители появились на российском рынке на рубеже 2006/2007 гг. и сумели за короткий срок выйти на лидирующие позиции по импорту грузовых шин в Российскую Федерацию. А) Сегмент грузовых шин с комбинированным кордом. В сегменте стандартных грузовых шин по состоянию на первое полугодие 2008 года присутствовало только четыре игрока, с долей свыше 1%, совокупно занявших 96% в общем объеме реализации за период. № | Производитель | I п/г 2008г. к II п/г 2007 г., % | доля в общем объеме реализации, % | 1 | Нижнекамскшина | -4 | 43 | 2 | СРШ | +23 | 38 | 3 | АШК | +41 | 9 | 4 | Amtel-Vredestein | +60 | 7 |
В целом, в первом полугодии 2008 года существенных изменений в рассматриваемом сегменте рынка не произошло. Основной продукцией на рынке остается продукция российского производства. При этом объемы реализации у лидеров либо демонстрируют устойчивый рост (СИБУР-Русские шины, Алтайская шинная компания, Amtel-Vredestein), либо остаются стабильными (Нижнекамскшина). В ближайшей перспективе изменения в структуре рассматриваемого рынка видятся маловероятными. Б) Сегмент шин ЦМК. По результатам первого полугодия 2008 года основными игроками на рынке (доля более 1%) были 17 компаний, чей суммарный объем реализации составил 92% в емкости рынка за рассматриваемый период. № | Производитель | Прирост I п/г 2008г. к II п/г 2007 г., % | доля в общем объеме реализации, % | 1 | Michelin | +45 | 29 | 2 | СРШ | 0 (полная загрузка мощностей) | 17 | 3 | Bridgestone | +24 | 15 | 4 | Goodyear | +29 | 7 | 5 | Hankook | +80 | 4 | 6 | Kumho | +6 | 3 |
Основные игроки рассматриваемого сегмента рынка – передовые мировые производители. Единственный российский производитель - СИБУР - Русские шины. Приведенные данные позволяют утверждать, что сегмент ЦМК является чрезвычайно перспективным, и в краткосрочном периоде можно прогнозировать сохранение тенденции его интенсивного роста. |