Спасительный кризис Сегодня около 50% мирового рынка дженериков приходится на США, но в последние годы доля американского рынка начала сокращаться за счет более широкого использования дженериков в Европе и роста объемов рынка лекарств в Азии. В Швеции продавцы в аптеках обязаны предложить покупателю на выбор несколько более дешевых вариантов лекарства, даже если доктор выписал оригинальный дорогой препарат. В ряде страховых компаний в Европе недавно появилась специальная должность «советника по контролю над здравоохранением», отвечающего за выбор дешевых аналогов дорогих лекарств, употребление которых теперь не покрывается страховкой. В Австралии государство напрямую платит аптекарям за продажи дженериков. «Почти в каждой развитой стране сегодня активно обсуждают введение новых мер, поощряющих использование более дешевых непатентованных лекарств», — утверждает в интервью «Эксперту» советник ВОЗ по политике в области лекарств Будионо Сантозо. Особенно актуальными эти обсуждения стали ввиду кризиса, когда частные компании и государства всеми силами пытаются сократить расходы. По данным последнего исследования, опубликованного в начале этого месяца в Канаде, более широкое использование дженериков способно экономить местной системе здравоохранения более 1 млрд долларов в год. А согласно исследованию, проведенному в 2006 году аналитическим агентством Simons & Coster, использование дженериков может привести к 41% экономии в Голландии, 33% — в Испании и 27% — в Австрии. Особые надежды производители дженериков возлагают на Барака Обаму, который собирается сделать реформу здравоохранения своим основным приоритетом. «Мы надеемся, что новая администрация, и особенно Агентство по продуктам питания и лекарствам, будет меньше прислушиваться к крупному бизнесу. В последние годы оно было фактически приватизировано крупными фармацевтическими компаниями», — утверждает один из участников конференции. По американскому телевидению в последние месяцы идет реклама дженериков, убеждающая пациентов требовать от врачей выписывать более дешевые лекарства. «В последнее время мы почти не выписываем оригинальные лекарства, только дженерики, на этом настаивают все крупнейшие страховые компании», — рассказывает «Эксперту» врач-педиатр бостонской клиники Garden's Джеймс Хуан. В целом производители дженериков оказались лучше готовы к кризису, чем представители многих других отраслей промышленности и крупные фармацевтические концерны. В основном это средние и мелкие компании, которые развивались на собственные средства без привлечения крупных банковских кредитов. В силу специфики своей деятельности такие фирмы привыкли к быстрому расширению или сокращению производства. «Производителям дженериков сегодня в целом легче получить банковский кредит, чем другим компаниям», — говорит управляющий директор итальянской NTC Никола Травиерсо. «Мы планируем несколько слияний и поглощений и ведем переговоры с банками по этому поводу, отношение в целом позитивное», — поясняет «Эксперту» заместитель директора малайзийской Pharmaniaga Ахмад Халил. Прорыв века «В 2009 году мы будем свидетелями крупнейшего изменения в индустрии производства лекарств за последние тридцать лет», — уверяет корреспондента «Эксперта» американский юрист Джитентра Малик, специализирующийся на патентном праве. Речь идет о законе о биодженериках, который будет рассмотрен американским Конгрессом весной-летом будущего года. В условиях тотального доминирования демократов во всех ветвях власти проблем с его принятием быть не должно. Закон разрешит ограниченные клинические тесты биодженериков на людях, что даст возможность официального запуска их на американский рынок. В течение ближайших пяти лет защиту потеряют десятки биологических лекарств, общие продажи которых достигают 50 млрд долларов в год. Томас Рункел из Actavis предсказывает ежегодный рост рынка дженериков на 7–12% до 2012 года, и это, возможно, даже консервативная оценка. Данные из разных регионов США говорят о резком росте потребления непатентованных лекарств в последние месяцы, которые еще не переработаны в официальную статистику. Только в штате Нью-Йорк за последний год число рецептов на дженерики увеличилось в два раза. Единственным негативным фактором может стать снижение спроса на лекарства на крупных развивающихся рынках, где лечение в основном оплачивают сами пациенты. Впрочем, в долгосрочной перспективе последствия кризиса могут оказаться для производителей дженериков менее приятными. Если кризис затянется надолго и вынудит крупные фармацевтические концерны сократить инвестиции в разработку принципиально новых препаратов, то через десять лет это приведет к заметному замедлению научного прогресса в этой области. «Надо помнить, что лишь три инновационных лекарства из десяти окупают себя в течение первых десяти лет продаж», — говорит директор сингапурской Siemens Pte Юджин Йео. Опасность замедления исследований в фармацевтике вполне осознают производители дженериков, которые не заинтересованы в тотальной победе над компаниями-инноваторами. «Мы не можем полностью полагаться на университетские исследования, у фармаконцернов должны оставаться стимулы для долгосрочных инвестиций, иначе нам просто нечего будет копировать», — подчеркивает президент таиландской Smith Naturals Сэндфорд Шварц. «Крупные концерны сегодня сталкиваются с проблемой сокращения инновационной продуктивности. Они просто не успевают заменять старые продукты новыми — главный принцип работы традиционной фармацевтической компании», — предупреждает Рон Томер из Unipharm. В условиях кризиса найти средства для долгосрочных разработок становится еще сложнее. Марк Завадский, собственный корреспондент журнала «Эксперт» в Гонконге. |