– Кто сегодня покупает сжиженный природный газ в Ленинградской области и в каких количествах его производят? – В прошлом году поставлено более 3000 тонн, но в следующем планируется увеличить эту цифру до 11000 тонн в год. Основными потребителями продукта на сегодняшний день являются Лужские предприятия: молочный комбинат, консервный завод, ООО «Петербургское стекло», на сжиженном газе работают котельные больничного городка и ЖКХ на улице Пислегина. В г. Луге пока нет газа, и мы возим его туда автомобильным транспортом. На месте газ сливается в криогенные емкости, затем проходит через атмосферные испарители и, нагреваясь от окружающей среды, направляется потребителям как обычный природный газ. Хочу отметить, что первым потребителем СПГ была котельная базы хранения нефтепродуктов «Красный Бор» ОАО «Петербургтранснефтепродукт», работающая на нем и сегодня. В этом году был введен горнолыжный курорт «Игора», а там вся энергетика основывается на сжиженном природном газе, который после регазификации обеспечивает работу когенераторов, вырабатывающих тепло и электроэнергию. Объем потребления горнолыжного курорта «Игора» составит около 8000 тонн в год. – Планируете ли расширяться и есть ли в этом случае потенциальные потребители такого количества СПГ? – Обязательно. Мы планируем поставить несколько комплексов сжижения природного газа в Кингисеппе, Пскове, Смоленске. И в Ленинградской области есть большой инвестиционный проект – смонтировать завод на старой площадке компрессорной станции «Северная», где вырабатывать порядка 120 тысяч тонн СПГ. В 1996 году Россия стала тринадцатой страной-производителем СПГ. И в то же время с позапрошлого годы мы – двенадцатая страна-экспортер этого продукта, отправившая СПГ в Швецию, Финляндию, Польшу, Германию. Пока это небольшие поставки, которые позволяют выявить и в дальнейшем локализовать все проблемы, связанные с этим процессом. Но сжиженный природный газ – очень хорошее моторное топливо, в том числе и для автомобилей. И расчеты, которые произвели в Ростовском институте железнодорожного транспорта, показали, что использование 110 тысяч тонн СПГ вместо дорогого дизельного топлива на Октябрьской железной дороге позволит экономить $27 млн в год. В мире СПГ давно используется как автомобильное топливо – до 13% машин в США работают на газе, в центр Лондона и других больших европейских городов не въехать «на бензине», не заплатив специальную пошлину, а если ваш двигатель работает на газе – платить не надо. Ведь, по сравнению с бензином, СПГ – экологически чистый продукт. И к тому же экономически выгодный – он дешевле, чем бензин. – Почему же в нашей стране так медленно идет процесс газификации автотранспорта? Ведь для таких мегаполисов, как Петербург и Москва, экологические проблемы, в том числе и связанные с резким увеличением числа автомобилей, имеют первостепенное значение. – Во всяком случае, не по нашей вине. Мы работаем с «камазовской» компанией «Нефаз», где сегодня созданы два типа двигателей, работающих на газе. Сейчас их «доводят до ума», и я думаю, что в будущем году в Санкт-Петербурге появятся первые два автобуса, оснащенные такими двигателями, на которые у «Лентрансгаза» заключен договор. Они-то и станут хорошей рекламой экологических и экономических преимуществ газового топлива, дадут возможность практически просчитать все плюсы и минусы «газификации» городского автобусного парка. Прикинуть экономический эффект от такой модернизации несложно. Сегодня цена дизельного топлива составляет около 18 руб./л, а СПГ – 3,2 руб./л. (8 руб./кг). Если предположить, что автобус пробегает в день в среднем 200 километров, а расход топлива по минимуму составляет 50 литров на 100 километров, то перевод на газовое топливо только 300 автобусов, а это менее 1/10 городского автобусного парка, выходящего на маршруты, даст годовую экономию в 170 миллионов рублей! А ведь есть еще, как мы говорили, автомобили, тепловозы и речной транспорт. Кроме того, железнодорожникам, в случае применения в качестве топлива СПГ, можно использовать и его низкую температуру, в частности, в вагонах-рефрижераторах. В этом случае сжиженный газ, прежде чем попасть в цилиндры двигателя, пройдет через специальный теплообменник, забирая тепло. Таким образом, получается кондиционер, не потребляющий дополнительной энергии для своей работы. СПГ позволяет создавать и успешно эксплуатировать тригенерационные устройства, вырабатывающие одновременно тепло, электроэнергию и холод. Не сомневаюсь, что сжиженный природный газ на ближайшее время станет одним из самых перспективных направлений развития транспорта. – Александр Алексеевич, насколько я знаю, компания «Криогаз» многопрофильная. Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях вашей деятельности, помимо производства и поставки сжиженного природного газа, и планах на будущее? – Прежде всего, мы инжиниринговая фирма, имеющая большой опыт в разработке технологии производства и использования сжиженного природного газа. Сегодня к нам обращаются коллеги из Томска, Твери, Пскова – просят, чтобы мы помогли наладить производство СПГ. Мы всем готовы помочь в создании аналогичных предприятий. ЗАО «Криогаз» разрабатывает криогенное оборудование, выполняет проектирование, монтаж и обслуживание комплексов по производству и применению сжиженного газа. Кроме того, мы занимаемся проектированием и внедрением систем децентрализованного отопления на базе инфракрасных обогревателей и газовых воздухонагревателей, внедрением систем получения нескольких видов энергии – когенерационных и тригенерационных установок, поставкой оборудования и обслуживанием газовых и энергетических объектов. Отдельным направлением является создание комплексов по газификации жидкого азота, кислорода, аргона. ЗАО «Криогаз» располагает высокопрофессиональными инженерно-техническими, монтажными специалистами и специализированной технической базой, что позволяет качественно выполнять комплекс работ от проектирования до сдачи объекта «под ключ» своими силами. Несколько слов о самом крупном нашем международном проекте. Совместно с иранской фирмой «Бутан» мы выиграли тендер на поставку первого малотоннажного комплекса по производству СПГ, сейчас мы отрабатываем технологию, и если все пойдет удачно, а я в этом не сомневаюсь, мы сможем получить заказ на производство 250 таких установок. Интервью подготовил И. В. Симонов. |