Независимые эксперты солидарны с антимонопольной службой. По просьбе Newsweek Виталий Громадин из «Арбат Капитала» в деталях рассчитал справедливую цену 95-го бензина, соответствующего стандарту Евро-3, для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в центральной части России. Получилось, что в рознице бензин будет стоить 18,5 рубля за литр, что даже ниже «19, может быть, с копейками» рублей, которых пытается добиться ФАС. В UBS и ИФД «КапиталЪ» с некоторыми оговорками подтвердили правомочность такого расчета. В ФАС считают, что главную ошибку совершили еще в 90-х, когда разрезали советскую нефтянку на вертикально интегрированные компании, объединяющие добычу, переработку и сбыт. Голомолзин из ФАС приводит в пример ситуацию в Америке и в Европе: там сбыт, переработка и добыча не связаны друг с другом. Там крупные нефтяные компании работают по-другому: Shell, например, покупает нефть у Exxon Mobil, перерабатывает на своих заводах и продает бензин на заправках BP. В России ЛУКОЙЛ перерабатывает свою нефть на своих заводах и потом продает на своих заправках. Но еще хуже то, что в большинстве регионов на розничном рынке у крупных нефтяников по большому счету нет конкурентов. Приватизация прошла таким образом, что компания, как правило, вместе с НПЗ получала и всю вспомогательную инфраструктуру в радиусе нескольких сот километров. То есть конкретные нефтяники просто «прикрепляли» к себе регион, пользуясь безусловной поддержкой местных властей. А те часто не допускают на свою территорию нефтепродукты с других заводов, говорит директор по развитию ценового агентства Argus Михаил Перфилов. В результате ЛУКОЙЛ может устанавливать какие угодно цены на бензин, к примеру, в Нижегородской области, «Газпром нефть» - в Омской, «Сургутнефтегаз» - в Ленинградской, а «Роснефть» - в Иркутской. В итоге выходит так, что в США аналог Аи-95 стоит около 17,5 рубля, а в России - 21,5. Притом что две трети нефти Штаты импортируют по рыночным ценам, а в России внутренняя цена на нефть в разы ниже экспортной - 4500 рублей за тонну, или около $17 за баррель. НА ЭКСПОРТ – ВАЖНЕЕ Что делать? В ФАС считают, что оптимальный путь решить проблему картельного сговора на нефтяном рынке - выделить НПЗ из вертикально интегрированных компаний и одновременно построить новые. Когда кто угодно сможет купить нефть на рынке (сегодня это возможно), переработать ее (с этим уже проблемы) и продать бензин - сговору конец. Тогда это будет свободный конкурентный рынок. Сейчас в России лишь одна группа независимых НПЗ - в Башкирии. Раньше к таким можно было отнести еще хабаровский завод группы «Альянс», но теперь «Альянс» тоже сам добывает нефть и превратился в вертикально интегрированную структуру, уточняет Голомолзин. В Татарии планируют построить независимый НПЗ. Он должен будет обслуживать небольшие нефтяные компании. Они смогут свободно торговать своим бензином, станут конкурировать между собой, и цена на бензин понизится. Но этот завод, возможно, так и не будет построен из-за кризиса. Стоимость проекта превышала $7 млрд, из них 80% надо было занять, а сегодня это очень сложно - деньги подорожали. Теперь Татарстан вместо того, чтобы строить новый завод, думает увеличить мощность НПЗ, который строит себе «Татнефть». Смысл этого проекта в том, чтобы пустить не очень хорошую татарскую и башкирскую нефть на внутренний рынок, и она бы тогда не смешивалась в экспортной трубе с качественной сибирской. Тогда вырастет цена Urals на внешнем рынке. Но есть трудности с воплощением и менее масштабных проектов, чем независимые НПЗ. Еще в 1986 году в России создали технологию мини-НПЗ, позволявшую снизить издержки при переработке нефти до 30%. Ученые утверждают, что проект продвинул Виктор Черномырдин, он тогда был министром газовой промышленности. В результате уже более 20 лет компания «Цеосит» из Новосибирска продает эту технологию всему миру, и по ней были построены заводы в Польше, Грузии, Южной Корее. Наблюдатели говорят, что российские нефтяники вообще не очень заинтересованы в развитии переработки внутри страны - им выгоднее продавать нефть на экспорт. Фирма Андрея Неведеева ООО «РИНТ» разрабатывает установку, которая позволит производить качественный бензин совершенно нетрадиционным способом - подвергая нефть акустическому удару. Рентабельность такого завода, по расчетам, в 2–3 раза больше. Чтобы опробовать этот агрегат, нужно будет построить специальный тестовый НПЗ. Неведеев говорит, что обращался во все крупные нефтяные компании и так или иначе связанные с ними инвестиционные фонды, но никто из них не выразил интереса. Теперь РИНТ надеется получить деньги от государства: он подал заявку на финансирование в «Роснано». Говорит, что там его идею восприняли с интересом. www.runewsweek.ru |