Профессионалы биржевой торговли также оценили инициативу «ФосАгро» положительно. Когда торговля минеральными удобрениями только стартовала на нашей площадке, а это было начало 2007 года, «ФосАгро» была единственной компанией на этом рынке, - заметил президент Московской фондовой биржи (МФБ) Алексей Рыжиков. - За эти два года удалось поднять торговлю на цивилизованный уровень, разобраться с инфраструктурой. Ведь этот рынок всегда вызывал вопросы в связи с ростом цен. Но когда цены стали публичными, оказалось что разница между ценой в Европе и на внутреннем рынке составляет около 45% (по данным на лето 2008 года). По оценкам Рыжикова, большое число сельхозпроизводителей вышло на биржу для того, чтобы покупать удобрения напрямую. Это очень положительно, - замечает он. - Впервые на бирже был создан прецедент прямых поставок удобрений аграриям по контрактам от производителя. Объемы рынка растут, что не может не радовать, - говорит президент МФБ. - Причем рынок минеральных удобрений первым вышел из ценового пике в конце прошлого года и сейчас продолжает активно торговаться. Мы уже можем посчитать индикативный индекс, который реально отражает ценовую динамику. Эти цифры присутствуют даже в докладах некоторых чиновников. Пока на рынке минеральных удобрений акцент сделан на реальные поставки и форвардные контракты на 1-6 месяцев, - напоминает Рыжиков. - Механизм фьючерсных торгов здесь не работает, в основном из-за проблем в законодательстве. На товарные активы фьючерсное законодательство вообще отсутствует. Но основная задача – это развитие реального рынка, - подчеркивает президент МФБ. - Мы заинтересованы в том, чтобы ценообразование происходило на соотношениях спроса и предложения. В этом плане товарный рынок самодостаточен, полагает он. По мнению президента Российского биржевого союза Анатолия Гавриленко, компания «ФосАгро» – один из пионеров биржевого товарного рынка. Их усилия, - говорит он, - оказались весьма эффективными – рынок получился, и получился довольно интересным. Мне понравилась инициатива проведения крестьянской сессии. Это очень правильно и своевременно. Вместе с тем, ожидаю, что в недалеком будущем успех «ФосАгро» подстегнет другие заводы-производители минеральных удобрений к выходу на биржевую торговлю. Наша цель – довести реализацию удобрений через биржу до 80-100%, - рассказал «Крестьянским ведомостям» Бибанин по окончании конференции. - Чтобы и наша сбытовая сеть приобретала удобрения на бирже на равных условиях с остальными участниками рынка. Мы хотим создать полностью рыночные отношения, чтобы никто не думал, что мы кому-то создаем особые условия. Если раньше эта идея казалась невыполнимой, то теперь наш положительный опыт работы на бирже подсказывает, что это возможно. И когда мы к этому придем, сбытовая сеть займется оказанием услуг по хранению, перевалке удобрений и средств защиты растений, а также анализом почв, консалтинговой работой. Что касается торговли фьючерсами и хеджирования рисков, то такие понятия мы пока в своей работе не используем, - заметил Бибанин. - Мы развиваем форвардные продажи – когда товар покупается сегодня с поставкой через два, три или шесть месяцев. Всего в этом году планируем продать на бирже 1 млн т удобрений. Причем, мы не требуем 100% предоплаты за планируемые поставки. Оплата по договору осуществляется по факту совершения сделки. Биржа для нас – это, прежде всего, независимая площадка для встречи с покупателем, - резюмирует Бибанин. - И мы выбрали ее именно потому, что она позволяет проводить прозрачные сделки. Кроме того, биржа ведет клиентов, отвечает за них. Мы сами теперь стали покупать многие товары на бирже – это честно и выгодно. www.agronews.ru Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка минеральных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок минеральных удобрений в России».
|