Действующие и перспективные мощности GTL на основе природного газа Страна | Мощность | Статус проектов | Малайзия | 15000 | Действующий | Алжир | 33000 | Перспективные | Нигерия | 34000 | Перспективные | Иран | 120000 | Перспективные | Катар | 394000 | Перспективные |
Исследования, проводимые компаниями, фокусируются на снижении капитальных расходов на строительство и эксплуатацию установок GTL. Ключевым фактом для развития отрасли являются цены на нефть. Однако уже в 2001 г. компания Conoco подтвердила, что ей удалось настолько усовершенствовать технологию GTL, что строительство промышленных предприятий по переводу газа в жидкость стало экономически рентабельным уже пи цене нефти в 20-21$ за баррель. За прошедшее десятилетие удельные капиталовложения на единицу мощности установок GTL снизились в 5 раз со 100000$ до 20000$ за баррель. В 2002 г. мировое производство синтетических моторных топлив не превышало 2 млн т (0,16% от суммарной выработки бензина и дизельного топлива в мире). При реализации всех намеченных проектов строительства заводов синтетических моторных топлив по технологии GTL уже в начале ХХI в. объем их продукции может составить 17 млн т/год (1,4% от объема производства бензина и дизельного топлива в мире). Проекты GTL в России Следует отметить, что в России не существует реализованного в промышленном масштабе современного производства синтетических моторных топлив по технологии GTL. Однако, по мнению специалистов ВНИИГАЗа, использование природного газа отдаленных месторождений путем его конверсии в синтетические жидкие топлива является наиболее перспективным направлением по сравнению с пр-вом метанола или сжиженного газа. В начале 2003 года Syntroleum International подписала соглашения с "Лукойлом", "Саханефтегазом" и "Газпромом об изучении возможности применения технологии GTL в России на небольших газовых месторождениях и месторождениях с низким пластовым давлением. Правление "Газпрома" одобрило подготовленную ВНИИГАЗом программу создания производства синтетических жидких топлив (СЖТ) и поручило институту начать ее реализацию. Институт проработал экономическую перспективность различных площадок под строительство крупных мощностей (до 6 млн. тонн СЖТ в год) и пришел к выводу, что наиболее выгодным было бы строительство в рамках "Оренбурггазпрома", в том числе и потому, что эта площадка наиболее удобна с точки зрения последующей реализации продукции. Однако для начала планируется изучить рынок, поэтому предполагается построить пробные мощности на 100 тыс. тонн СЖТ в год. Серьезные исследования данной технологии до известных событий проводил "ЮКОС", рассматривающий возможность строительства завода на месторождениях Юрубчено-Тахомской зоны. Рынки продуктов GTL Следует подчеркнуть, что рынок сбыта конечных продуктов установок GTL практически неограничен, причем цены на жидкие моторные топлива постоянно растут. На настоящий момент годовой спрос на моторные топлива составляет более 2,5.109 тонн в год. Однако развитие проектов GTL не представляет какую-либо конкуренцию или угрозу нефтеперерабатывающей промышленности. Наоборот, производство высококачественных компонентов моторных топлив на установках GTL позволит нефтепереработчикам решить проблему повышения качества поставляемых топлив. Установки GTL можно сооружать также непосредственно на территориях НПЗ, интегрировать с ними, используя в качестве сырьевого синтетического газа продукты газификации низкокачественных тяжелых нефтяных фракций. При этом синтетическое жидкое топливо может подаваться в существующие технологические установки НПЗ на дальнейшую переработку или облагораживание. Повышение на мировом рынке экологических требований к моторным топливам (бензинам и дизельным топливам) по содержанию серы, ароматических углеводородов (в частности, бензола). Особо жесткие требования вводятся по содержанию серы, поскольку она отравляет катализаторы, способствующие полному сгоранию топлива и нейтрализующие вредные примеси в выхлопных газах, особенно окислы азота. В тоже время синтетическая нефть и моторные топлива, производимые по существующим в мире технологиям GTL из природного газа, характеризуются экологической чистотой, так как не содержат ароматических углеводородов, серы и азота. Полученная из природного газа по технологии GTL синтетическая нефть превосходит по основным характеристикам основные марки нефтей: арабскую, Brent, суматранскую легкую. Синтетическая нефть содержит на два порядка меньше серы и азота, и превосходит указанные нефти по содержанию дизельных фракций на 5–10 процентов. По своим свойствам и составу синтетическая нефть ближе всего к стабильному газовому конденсату. Синтетическое дизельное топливо по основным показателям превосходит дизельное топливо, полученное из нефтяных фракций (отвечающее стандарту EN-590): • цетановое число более 75 пунктов, против 55 у традиционного дизтоплива; • содержание полиароматических углеводородов 0,1%, против 6; • содержание серы 0 ррm, против 50; • плотность 767 кг/м3, против 835. |