Внедрение промышленных процессов GTL позволяет нефтегазовым компаниям вовлечь в разработку те обширные запасы газа, добыча которых ранее считалась экономически нецелесообразной из-за удаленности месторождений от конечных покупателей и потребителей и отсутствия транспортной инфраструктуры. Ведь транспортировать жидкие топлива проще, чем газ. Кроме того, в районах добычи нефти на факелах сжигается огромное количество попутного газа. Это наносит значительный ущерб экологии и экономике добывающих стран. Объемы сжигаемого или выбрасываемого в атмосферу попутного газа (данные World Bank) Регионы | Млрд. куб м/год | Северная Америка | 12-17 | Центральная и Южная Америка | 10 | Африка | 37 | Ближний и Средний Восток | 16 | Азия | 7-20 | Бывший СССР | 17-32 | Европа | 3 | Всего | 102-135 |
Таким образом, перспективы развития и внедрения процессов GTL в мире и в России обусловливаются следующими причинами: • прогнозируемым на период между 2010 и 2020 гг. спадом добычи нефти при одновременном увеличении спроса на моторные топлива; • ужесточением экологических требований к качеству моторных топлив; • необходимостью разработок отдаленных труднодоступных месторождений природного газа, расположенных на значительном расстоянии от районов потребления, при отсутствии транспортной инфраструктуры; • размещением крупнотоннажных производств, работающих по технологии GTL, которая позволяет осуществлять транспортировку огромного энергетического потенциала потребителям по более выгодной схеме транспортировки жидких продуктов; • размещением малотоннажных предприятий, использующих технологию GTL на малодебитных и низконапорных месторождениях природного газа. Это позволит удовлетворить потребность регионов в моторных топливах, более того GTL позволит осуществлять транспортировку огромного энергетического потенциала потребителям по более выгодной схеме транспортировки жидких продуктов; • размещением малотоннажных предприятий, использующих технологию GTL на малодебитных и низконапорных месторождениях природного газа, позволяющим удовлетворить потребность регионов в моторных топливах и тем самым снять остроту проблемы дорогостоящих завозов. Помимо этого такой путь эксплуатации малодебитных и низконапорных месторождений природного газа является наиболее эффективным при их эксплуатации. • потребности в утилизации попутного нефтяного газа, который во все больших количествах извлекается вместе с сырой нефтью. Рынок синтетической нефти Рынок нефти является самым большим, доступным и практически неограниченным рынком продукции GTL. Синтетическая нефть на мировых рынках торгуется с премией примерно 30% по отношению к цене североморского сорта Brent. В условиях России получение подобной премии возможно при транспортировке синтетической от завода GTL до экспортного потребителя железнодорожными цистернами. Однако в большинстве случаев основным вариантом доставки нефти на рынок является система магистральных нефтепроводов, где такая возможность в настоящее время отсутствует. Тем не менее, производство синтетической нефти со сбытом по обычным ценам вполне оправдано в тех случаях, когда сырьем является практически даровой попутный нефтяной газ, газ низкого давления и газ месторождений с запасами менее 200 млрд куб.м. Рынок дизельного топлива (средних дистиллятов) Рынок дизельного топлива является наиболее важным сегментом рынка для GTL-продуктов конечного потребления. Особенно большие возможности для этих продуктов существуют на рынках развитых стран, в которых экологические проблемы, связанные с выбросами автомобильного транспорта представляют серьезную проблему. GTL-дизтопливо может быть с успехом применено в качестве “экологической добавки”. Другими словами более чистое GTL-дизтопливо может быть смешано с обычным дизтопливом с целью повышения качественных характеристик последнего. Рынок таких «экологических добавок» уже существует. В Европе производится свыше 700,000 т «биодизельного» топлива. Средняя стоимость «биодизельного» топлива практически вдвое превышает цены на обычное дизтопливо. В настоящее время в Германии, Австрии и Швеции используется чистое GTL-дизтопливо в специально адаптированных двигателях. Во Франции, Италии и других странах используются смеси GTL и обычного дизтоплива. |